Прошло четыре года с момента вступления в силу соглашения об «Открытом небе» между Израилем и Евросоюзом, позволившее авиакомпаниям этих стран свободно летать в избранные ими аэропорты — без сопутствующих межгосударственных соглашений.

Объявленной целью израильского правительства было увеличение количества иностранных перевозчиков, работающих в стране, расширение сети международных маршрутов, снижение тарифов — и стимуляция посредством этих мер въездного туризма. Национальные компании громко возражали против реформы, указывая на то, что более мощные европейские конкуренты, подпитываемые ёмкими домашними рынками, серьёзно потеснят местный бизнес.

Ранее на эту тему:  Грузия привлекает туристов со всех возможных направлений

Обе стороны оказались правы: иностранцы воспользовались выгодными для них изменениями, и рост их предложения на израильском направлении принял взрывной характер. Согласно данным аналитического агентства OAG, общее предложение кресел на регулярных международных перевозках из Израиля выросло на 46 процентов с 2012 по 2016 годы — с 6,4 миллиона до 9,4 миллиона, — а объём предложения в текущем году составит уже 11 миллионов пассажирских кресел.

Вызванные этим проблемы местных перевозчиков сочетаются с растущими доходами туристического сектора в целом, и в масштабах всего государства «Открытое небо» оказалось полезным.

Эффект лоукостеров

Низкобюджетные перевозчики стали основным драйвером роста.

Хотя easyJet (U2) полетела Израиль в 2009 году из Лутона (LTN), после введения «Открытого неба» общее предложение британской авиакомпании выросло с 293 760 мест в 2012 году (за год до введения режима Open Skies) до 754 176 в 2016 году. В этом году показатель возрастёт почти до 830 000 кресел.

Последние запускаемые маршруты easyJet из Израиля свяжут Тель-Авив с Венецией и Неаполем.

Венгерская Wizz Air (W6) вышла на рынок в 2012 году — уже в ожидании либерализации режима перевозок — и теперь обслуживает 22 израильских маршрута из девяти стран Европы, четыре из которых откроются в наступающем зимнем расписании: с конца октября курортный аэропорт Эйлат/Увда (OVD) будет связан с Бухарестом, Катовице, Прагой и Ригой.

Читайте также  Уральские авиалинии открыли рейс из Жуковского в Симферополь

Среди лидеров роста международных перевозок Израиля — не только бенефициары либеральной политики к авиакомпаниям Евросоюза, но и Уральские авиалинии, которым удалось показать впечатляющие результаты на «традиционных» условиях с межправительственными соглашениями

Индустрия туризма переживает великую революцию, и расширение деятельности Wizz Air ещё раз подтверждает существенное улучшение привлекательности Израиля как туристического направления.

Новые маршруты — это вотум доверия нашему рынку. Они приведут к продолжению роста въездного турпотока, и это часть наших исключительных усилий в рамках маркетинговой стратегии, уже приведшей к 25-процентному росту посещаемости Израиля в этом году.

Ярив Левин (Yariv Levin), министр туризма Израиля

Ryanair (FR) пришла позже всех: компания дебютировала в Израиле в ноябре 2015 года с сезонными зимними рейсами в Эйлат из Будапешта, Каунаса и Кракова.

С тех пор ирландцы продвинулись настолько, что практически сравнялась с двумя своими основными конкурентами.

В зимнем расписании’2017 заявлено 18 регулярных рейсов, восемь из которых в аэропорт Тель-Авива и десять — в Эйлат.

Вслед за лидерами приходят или спешно расширяются лоукостеры второго порядка: исландская WOW Air начинает полёты из Рейкьявика, румынская Blue Air добавляет линии в региональный центр Клуж-Напока.

Тем временем, напор европейцев дал старт консолидации местных активов: El Al (LY), национальный авиаперевозчик страны, берёт под контроль компанию Israir Airlines (6H), специализирующуюся на внутренних маршрутах и чартерных перевозках в Восточном Средиземноморье.

Ранее на эту тему:  El Al берёт под контроль Israir

Что дальше

Следующим этапом, ожидаемым от авиационных властей Израиля, может стать либерализация внутреннего рынка, поделённого на данный момент между Arkia (IZ) и Israir.

В 2018 году ожидается окончание работ в аэропорту Рамон (TMA), который должен заменить нынешнюю главную воздушную гавань региона Эйлата — аэропорт Увда. Новый объект будет обслуживать внутренние и международные рейсы и сможет пропускать до 2 миллионов пассажиров в год.

Читайте также  Пассажирский трафик в России вырос на 19,4%

Разрешать ли иностранным авиакомпаниям работу на внутренних маршрутах между Тель-Авивом, Эйлатом и Хайфой и открывать свои базы в стране, будет ли от этого шага польза, сравнимая с облегчением прямого доступа из-за рубежа — главный вопрос, ответа на который ожидают от министерства транспорта.