Один из главных игроков на мировом рынке коммерческих самолетов — американская компания Boeing. ATO Show Observer поговорил с президентом Boeing в России и СНГ Сергеем Кравченко о том, какие у производителя перспективы в России и СНГ, ждать ли российским клиентам новых продуктов от Boeing и что значат стремительные перемены на российском рынке авиаперевозок.

Сергей КРАВЧЕНКО,

президент Boeing в России и СНГ

— Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие перемены, на ваш взгляд, происходят на российском и мировом рынках коммерческих самолетов?

Очень приятно, например, то, что в России рекордными темпами растут авиаперевозки — их темпы роста за первые 5 месяцев года составили 22%. Причем не только у «Аэрофлота» — растут и S7, и «ЮТэйр», и это очень здорово. Это говорит о том, что России нужны самолеты.

Россия и СНГ — по-прежнему очень важные игроки на мировом рынке. Сегодня в регионе летает 450 самолетов Boeing, из них 280 — в России. Мы оцениваем емкость рынка СНГ на ближайшие 20 лет в 1230 самолетов, из них на Россию приходится примерно 900 ВС. Если ОАК будет продолжать выпускать региональные самолеты, а программа МС-21 увенчается успехом, для западных производителей все равно останется достаточно большой кусок пирога. И наша главная задача — продолжать выигрывать у Airbus.

Мы никогда не объявляли так много контрактов, как на прошедшем недавно в Париже авиасалоне: по итогам салона мы получили твердые заказы и обязательства на приобретение практически 600 самолетов. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, на сегодняшний день мы готовы предложить заказчикам большое количество новых продуктов, которые мы разрабатывали многие годы. Но самое главное — рынок в целом показывает очень оптимистичный рост. В прошлом году мы очень консервативно оценивали его потребности на 20 лет — порядка 39 тыс. самолетов общей стоимостью 5,9 трлн долл. Сегодня мы увеличили этот прогноз на 3,6%: в целом в мире понадобится 41 тыс. новых самолетов. Это огромный гарантированный бизнес — 6,1 трлн долл.

Читайте также  Уральский вклад в Boeing 787

— А чем вы можете объяснить столь быстрый рост российского авиарынка?

— Я думаю, что это связано с несколькими причинами. Во-первых, восстанавливается мобильность населения, пострадавшая в результате развала Советского Союза. Прежде большие города, даже значительно меньшие, чем миллионники — а уж миллионники и подавно — имели достаточно хорошую сетку перевозок. Можно было летать из Свердловска (Екатеринбурга) в Казань, были рейсы, которые связывали Новосибирск и Дальний Восток. Сегодня очень часто приходится летать через Москву и Санкт-Петербург, но перевозки из точки в точку (point-to-point) восстанавливаются. Правительство это приветствует, потому что мобильность населения, особенно молодого поколения, является залогом роста экономики.

Во-вторых, достаточно большие инвестиции были сделаны в инфраструктуру — в аэропорты, взлетно-посадочные полосы, систему управления воздушным движением. Мы много работаем с Росавиацией. Есть много возможностей для роста.

Далее, правительство развивает уникальную программу по привлечению туристов и инвесторов. И это не только Сочи и Санкт-Петербург, но и Дальний Восток. То, что делает министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, вызывает огромное уважение, потому что он действительно создает большую туристическую зону и это приведет к тому, что туда будут летать туристы из Китая, Японии и, надеюсь, из России. Все это дает основания полагать, что мобильность населения и появление новых хабов приведут к тому, что этот беспрецедентно высокий рост будет продолжаться — а, значит, будут нужны новые самолеты.

— Мы обсудили изменения на рынке. А что нового в самой компании Boeing?

—Одним из отличий недавно прошедшего Парижского авиасалона стало то, что мы впервые стали абсолютно равноценно смотреть на гражданскую авиацию, на военные и космические проекты и на проекты в области сервисов. Мы запустили новую компанию, которая называется Boeing Global Services. Из 6,1 трлн долл., в которые мы оцениваем рынок новых самолетов на 20 лет вперед, практически 50% у нас гарантированы. Все-таки в секторе самолетов размерности от 110 до 600–700 пасс. Boeing с Airbus все еще конкурируют только друг с другом: китайские и российские производители пока еще находятся на стадии роста. А вот рынок сервисов больше, чем рынок новых самолетов — 8,3 трлн долл. И этот рынок дает нам огромную перспективу роста, потому что в области гражданских авиационных сервисов мы занимаем всего 7%. Благодаря компании Boeing Global Services, которая официально начала работу 1 июля, мы рассчитываем увеличить свой сервисный бизнес в три раза, от сегодняшних 17–18 млрд долл. до 50 млрд долл.

Читайте также  Рейсовые перевозки на вертолетах остаются в прошлом

Рост произойдет благодаря развитию глобальных проектов. Например, мы считаем, что в России за 20 лет нужно будет подготовить 22 тыс. новых пилотов и 26 тыс. новых механиков — не только для самолетов Boeing. Именно поэтому мы открыли в Сколково авиационный учебный центр Boeing по обучению авиационных специалистов, который совмещен с научно-исследовательским инновационным центром. Этот центр имеет возможность обучать до 1000 авиационных специалистов — пилотов и механиков — в год. Там же на базе тренажеров и уникальных программ обучения мы будем проводить глубокие научные исследования, анализировать большие массивы данных, предсказывать, какие нужно развивать подходы к обучению.

— Расскажите о самолетах, которые Boeing привез на Парижский авиасалон.

— Самолеты, которые мы сюда привезли — Boeing 737MAX-9 и Boeing 787-10 — просто красавцы. Boeing делает действительно лучшие самолеты в мире. Мы запустили Boeing 737MAX-10, он будет на 1,5 м длиннее, чем MAX-9. У нас уже есть более 350 твердых заказов и обязательств на него от 16 авиакомпаний. Самолет Boeing 787-10, который сейчас проходит сертификацию, — очень важный для меня проект: над ним работали 700 российских инженеров, которые проектировали его носовую секцию и пилоны. Практически все большие титановые штамповки — 22 т в сырье для каждого самолета — сделаны на Урале на нашем совместном с корпорацией «ВСМПО-Ависма» предприятии Ural Boeing Manufacturing.

— Когда, по-вашему, новые продукты Boeing могут прийти на российский рынок?

— Про Boeing 737MAX мы уже объявляли — первые самолеты придут в Россию очень скоро, в 2018 году, в группу компаний S7. Об этом говорил и Владислав Филев. Самолеты MAX также находятся в портфеле одной из ведущих российских лизинговых компаний — 22 самолета заказал «ВЭБ-лизинг». Я абсолютно уверен, что Boeing 737MAX — это самая востребованная машина в истории мировой авиации. Их уже продано более 4 тыс.

Читайте также  Boeing 787 покажут на МАКС-2011

Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>

Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.

Если говорить про другие новые проекты, то на Парижском авиасалоне мы подписали с группой компаний «Волга-Днепр» контракт на Fuel Dashboard. Это новое программное обеспечение, которое позволяет сэкономить огромное количество топлива. «Волга-Днепр» — один из крупнейших в мире операторов самолетов Boeing 747, они эксплуатируют 10 Boeing 747-8 и 7 Boeing 747-400. Программное обеспечение будет использоваться как в кабине самолета, так и на земле, для того чтобы прокладывать оптимальные маршруты. И таких цифровых продуктов и новых программ обучения мы будем продавать все больше и больше.