По стройке «смирно» [18+]

03 июня 2016 317
Кто покупает «Гринфлайт» и как будут достраивать «Академ Riverside»? Зачем депутат Овчинников стал бизнес-городовым? Кто «наедается» на рынке фастфуда? Сколько компания теряет на смене персонала? А также изнанка жизни челябинского бизнеса: черный Rolls-Royce и нефть из-под крана.

ТРЕНДЫ НЕДЕЛИ

1. «Академ Riverside» достроит «Магнитострой». СМП-банк дал разрешение на передачу тресту долей компании «Гринфлайт». Потенциальных инвесторов было несколько. Те требовали госгарантии и средства из бюджета. А бизнесмен Олег Лакницкий готов вкладывать свои деньги. Дома обещал достроить, но дольщики останутся без неустойки. Желания расплачиваться за чужие ошибки у главы треста нет. Застройщик зайдет на площадку в июле. «Гринфлайт» заморозил возведение трех десятков домов. С руководством компании теперь работают правоохранительные органы.

2. Русский с китайцем – братья по мотыге. Челябинская область и КНР создают особую сельхоззону. Сотрудничество скреплено меморандумом – он подписан на бизнес-форуме в Сочи. Неофициально проект окрестили «Зеленой силиконовой долиной». За Поднебесной – инвесторы, капитал и технологии. За Южным Уралом – земля, льготы, политическая поддержка. Всё вместе, по замыслу, сотворит агрочудо.

3. На самолете в оперу. Челябинцев отправят в Вену. «Саратовские авиалинии» планируют рейсы раз в неделю. Это вторая попытка открыть авиасообщение с Австрией. В 2011 году полёты выполняли «Уральские авиалинии». Компания получала субсидии. Но рейс закрыли. Из экономической нецелесообразности. Сейчас в Вену из Челябинска можно улететь только через Москву. Цена билета – 25 тыс. рублей.

4. Туроператор для патриотов. Путешествия по Челябинской области начнет продавать TUI (Туи) – крупнейшая в мире туркомпания. Она изменила стратегию бизнеса. Новый ориентир – внутренний туризм. TUI уже имеет свой офис в Челябинске. Штаб-квартира объединенной компании TUI Group расположена в Германии.

5. Домики и берег – одним пакетом. Областной фонд имущества продает базу отдыха. Цена – 46 миллионов рублей. Объект в поселке Петровский Красноармейского района имеет подъездные пути и коммуникации. Но в довольно запущенном состоянии. Собственник недвижимости – некое физическое лицо. Также в продаже – санаторий «Синегорье» в Миассе.

НАЗНАЧЕНИЕ НЕДЕЛИ

Начальников начальник. У бизнеса Челябинска теперь свой городовой. За инвестклимат ответит первый зампред гордумы Сергей Овчинников. На общественных началах. Полномочия прописаны. Контроль за соблюдением прав и интересов бизнеса, борьба с бюрократами и помощь инвесторам.

– Основные полномочия – оказывать содействие инвесторам, которые хотели бы реализовывать свои проекты в Челябинске. Важно, чтоб у них было меньше административных препонов, которых сейчас слишком много. Кроме того, решать проблемы личной неприязни. Не секрет, что иногда некоторые проекты останавливаются из-за того, что фамилия инвестора не слишком для кого-то приятна. Подчеркну, что каждого, готового хоть рубль инвестировать в Челябинск, а уж не говоря о тысячах, миллионах и миллиардах, надо лелеять. И еще: в первую очередь, надо своих инвесторов беречь, челябинских. Их много. Может, их имена не такие звучные как, например, компания «Сименс» или «Эмерсон»… Но они наши, они хотят что-то построить, что-то улучшить. Они уже здесь живут, создали свою инфраструктуру, здесь тратят деньги. Не нужно только поклоны бить перед важными иностранными инвесторами, а надо присмотреться к челябинцам, – заявил в интервью «Акцентам по делу» инвестиционный уполномоченный Сергей Овчинников.

Должность инвеступолномоченного прочили депутату Гордумы Челябинска Дмитрию Довженко. Но тот утверждает: предложений не получал, заявки не подавал. Челябинск создает автономное агентство инвестразвития. Поговаривали – из-за конфликта вице-губернатора Руслана Гаттарова с замглавы Челябинска по экономике Еленой Мурзиной. Конкуренция бизнесу на руку. Положительно скажется на работе властей, шепчутся предприниматели.

ТЕМА НЕДЕЛИ

Плавно идем ко дну. Розничные продажи в Челябинской области упали на 11% (10,7%). А это один из показателей спроса и уверенности потребителя. Данные за апрель опубликовал Челябинскстат. Снижение розницы – тревожный знак.

Падаем, но красиво. Оборот розничной торговли по итогам прошлого года снизился на 17,3%. В первом квартале этого – на 12,4%. В апреле опять минус – 11%. Оборот за месяц – 39,6 млрд рублей.

Динамика оборота розничной торговли в Челябинской области

  Динамика оборота розничной торговли в Челябинской области
в % в млрд руб.
2015 г. –17,3 513, 78
I кв. 2016 г. – 12,4 116, 66
Апрель 2016 г. – 10,7 39,6

Источник: Челябинскстат, апрель 2016 г. 

Падение в рознице идет с 2013 года. Бизнес спасает сезонность. Всплески по традиции приходятся на декабрь - период распродаж. Но и здесь показатели снижаются. 

График №2: Динамика оборота розничной торговли в % к декабрю 2013 года

Источник: Челябинскстат, апрель 2016 г. 

Экономия охватила две трети населения и достигла годового максимума. На еду тратят до половины всех заработанных денег. Последние данные по уровню благосостояния регионов представили аналитики «РИА Рейтинг».

Ежемесячно у семьи с двумя детьми на Южном Урале после минимальных трат остается всего 20 тысяч 258 рублей. По этому показателю регион на 23 месте в России. Ранее был на 26-ом.

Но настроения в ритейле нейтральные. Падение выручки фиксируют все, кроме обувных магазинов. В продуктах, спортивных и детских товарах, парфюмерии и косметике снижение спроса компенсировал рост цены.

РЫНОК ФАСТФУДА

Рабы фастфуда. Производители влияют на вкусы населения и продают всё больше. Индустрия готовой еды захватывает Челябинск. Фастфуд и доставка пиццы – в топе по темпам роста на рынке. Покупатели привыкли питаться вне дома. Да и в кризис здоровая пища финансово невыгодна. Это скорее предмет роскоши. О конкуренции на рынке фастфуда говорим с управляющим партнером компании «Ковбой BBQ» Кириллом Кожевниковым.

– Бизнес Челябинска инвестирует в новые заведения? Какие тенденции на рынке вы бы выделили?

– Буквально год-полтора назад пошел тренд на кофейни, то есть точки «кофе на вынос». Был бум настоящий. Но многие рестораторы обожглись на этом. Нужно было вкладываться в технологии. Мало поставить кофемашину, нужно еще нанять хороший персонал, нужно обслуживание, нужно вкладываться в сырье, чтобы была качественная обжарка. Последний год на рынке наблюдается всплеск интереса к шаурме. На каждом углу стоит палатка с шаурмой.

– Каких игроков на рынке можно отметить? Увеличилось ли за год их количество? Есть ли перераспределение долей?

– Среди кофе я бы выделил компанию «Доза кофе». Не знаю, знает кто-то про нее или нет. Но предприниматель Сергей Курибида – фанат своего дела. Он не стесняется общаться, на эту тему рассказывать, объяснять, почему так, почему сяк. На шаурме я бы выделил предпринимателя Азата Сапармамедова, который также болеет своим делом, старается выделить свой продукт среди большинства. Я знаю, сейчас «Додо Пицца» открыла еще одно заведение, это очень успешный продукт предпринимателя Федора Овчинникова.

Пока, я думаю, рынок находится в небольшом ступоре, потому что идет сезонный спад у многих игроков, более-менее будет ясно всё к осени. Сейчас происходит следующее. Точка, например, уходит с локации – не пошло, не взлетело, но в 90% случаев встает такая же точка с таким же продуктом. Предприниматели наступают на те же грабли, а порой, наоборот, стараются работать качественно, дать людям что-то новое и постепенно за счет этого выплывают.

– Популярность фастфуда обеспечивают лидеры рынка. Активно развивают сети McDonald’s, Burger King и KFC. Планируется ли экспансия других успешных игроков в Челябинск?

– Федеральных игроков пока мало на рынке города, то есть к нам пока крупные российские компании не заходят. McDonald’s и Burger King, конечно, расширяют сети. У них больше возможностей. Челябинские игроки пока тоже особо не стараются расширяться. Челябинск не освоен до конца.

– А игроки в кризис сменили стратегию развития?

– Здесь скорее ищется наше новое модное импортозамещение. На мое удивление, в России начали делать очень хорошие котлеты. В России получается делать очень качественные булочки. При том, что мы отрезаны от очень качественной муки, например. Тем не менее, получается делать хороший продукт, который может легко тягаться с транснациональными корпорациями. Это я говорю серьезно, потому что мы тестировали. Соусы тоже. Есть у нас производители, три разные компании, которые могут легко дать конкуренцию компании «Heinz». Есть у них, конечно, еще небольшие проблемы в плане логистики и ассортимента, но, я думаю, это только вопрос времени. Все наскоком не бывает.

– Кирилл, спасибо за разговор. Элитарные заведения тоже пытаются выжить. Привычной стала еда «на вынос» или с доставкой на дом. Для многих она – стабильный источник дохода. Услугу уже назвали новым антикризисным решением.

ЛЕКТОРИЙ

Цена ошибки. Смена персонала – дорогое удовольствие. Ущерб посчитали эксперты «Общества по управлению человеческими ресурсами». Замена сотрудников низшего уровня стоит до 50% от их оклада за год, в среднем звене – 150%. Топ-менеджмент, как всегда, бьет рекорды. Речь идет о 400% «годовых». О текучести кадров и бренде работодателя - руководитель направления рекрутинга компании «Альт-Бизнес» Светлана Май.

БИЗНЕС В СОЦСЕТЯХ

Идеальное место для бизнеса и жизни. И этот рай, конечно, не Краснодарский край. Летние зарисовки от предпринимателей Челябинска: от роскоши страны шейхов до соблазнительной клубники Каменного города.

Совладелец компании «Восход» Дмитрий Балакирев слетал в Дубай, оседлал Rolls-Royce и сотворил шедевр.

Управляющий партнер в компании Development Pro Андрей Бодрягин прогулялся по Челябинску с Ильей Варламовым. Блогер архитектуру раскритиковал. Строителя в Facebook назвали человеком, опасным для неокрепшей психики. А путешественника – злым пуделем.

Блесна. Камни. Аргази. Гендиректор группы компаний «Новый формат» Николай Малетин ловит с сыном рыбу большую и малую.

Томленая ножка ягнёнка в сене – заманивает в «Купеческий двор» хозяйка ресторана Лариса Курочкина. Летние эксперименты в русской печи.

Гости отметили, Booking.com наградил. Отель «Radisson Blu» в Челябинске получил «привет» от премии Guest Review Award.

Витаминный бизнес-трип в Ташкент. У гендиректора завода дорожной техники «Прайд» Дмитрия Нестерова не работа – сплошная клубничка.

 

Не до Чебурашки. DJ радио «Континенталь»‬ превратились в супергероев. Кто не понял, это идолы юного поколения!

Златая цепь не продается. Посох желания не исполняет. Гендиректор компании «Мебельбыт» Денис Константинов знает: суровыми челябинцы становятся ещё в детстве.

ЦИТАТА НЕДЕЛИ

Главное не то, где вы находитесь сейчас, а то, в каком направлении вы движетесь. Процветания вашему бизнесу. До встречи через неделю.

Предыдущий выпуск программы смотрите здесь.

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!

Следите за новостями в наших группах «В контакте»,  «Одноклассниках» и «Фейсбуке».

 

 

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?