Фотовыставка. «Чтобы сфотографировать Лаврова, дали аж две минуты!»

13 февраля 2016 1 214
Роман Махмутов рассказал, как делал портреты известных политиков и почему интересно снимать повседневщину.

Сегодня в нашем проекте фотограф из Манитогорска Роман Махмутов, известный своими фотографиями Владимира Путина, Сергея Лаврова и других политиков. Но кроме таких сложных съемок фотографа увлекает работа над документированием повседневной жизни.

-  С чего началось увлечение фотографией?

- Мой отец – фотограф, поэтому фотография с детства была всегда где-то рядом. Самостоятельное желание фотографировать оформилось в студенчестве. Мы с друзьями поехали отдыхать на три недели за город, и я взял у отца свою первую камеру, тогда это был механический пленочный Canon. Снимал я тогда, что и почти все в начале пути – пейзажи, кошки, друзья, девушки. Меня поддерживал преподаватель фотографии в институте и большой души человек Владимир Иванович Шустиков; уверен, что не бросил я это занятие в первые годы благодаря беседам с ним. Очень важно в начале пути найти своего ментора, который будет поддерживать вас, а не критиковать, как это распространено в сети.

- Как пришел к тому, что стал снимать политиков такого уровня?

- Пару лет назад я фрилансером попал в команду «Росмолодежи», пресс-служба которой на тот момент представляла неупорядоченный хаос. Но тогда же и появились новые руководители, которые, во-первых, понимали ценность качественного медиаконтента, во-вторых, давали внятные ТЗ, в-третьих, поддерживали мои идеи и мой подход к работе. В какой-то момент я предложил снимать гостей образовательных форумов не только репортажно, но и портретно – постановка со студийным светом. Это моментально обрело «спрос», и уже через полгода это стало непременным пунктом всех ивентов «Росмолодежи». Это стало уже неинтересно, и задачи стали расти – групповые снимки, эмоциональные портреты, портреты в контексте. Главный урок, который я уяснил, – не бойтесь придумывать новое, и не останавливайтесь на однажды сделанном.

- Насколько это сложно – работать с такими людьми?

- Главная фишка такой работы – готовься сколько душе угодно, но место и время может поменяться в последние 5 минут, и на съемку у тебя будет 3 кадра и 10 секунд. Так, на съемку Лаврова, включая фото и интервью, выделили аж 2 минуты. Особо не развернешься. Все советы про «как сделать удачный портрет за 15 минут» или «как настроить модель на съемку» явно писались людьми, не работавшими в таких веселых условиях. Главное для успеха – предварительная подготовка и отстройка, равно как и умение уже во время этой блиц-съемки по превьюшке оценить что получается, и исправить ошибки.

- Насколько сложно организовывать такие съемки?

- На первую съемку со светом я отправился с одним товарищем, одной вспышкой, и одним зонтиком. Освоив один прием, ты переходишь к следующему. Имея в багаже десятки съемок в разных стилях, уже не боишься ничего, и задачу решаешь по принципу «что нужно» а не «что умею». В работе команды главное, как ни странно, не их навыки, а умение лидера внятно объяснять другим, что требуется. В работе груды оборудования – поступательная настройка. Сначала ремень, потом зеркала, потом сцепление, потом передача, потом тормоз, потом газ. Все сразу – не поедет.

- Какие еще области фотографии увлекают?

- Интересна документальная фотография о России и ее культуре. Это интересный пласт, в котором я могу развивать неизученные еще сферы и стилистику фотографии. Много лет меня увлекала выразительная авторская съемка, а здесь, наоборот привлекателен беспристрастный безликий взгляд на факты. Это другой язык, хоть и не такой броский для случайного взгляда – ни закатов, ни пейзажей, повседневщина какая-то. В коммерческой работе очень интересен нарративный портрет, это когда есть одна личность и один говорящий снимок. Уже четыре года изучаю этот вопрос, и чем больше копаю, тем больше вопросов. В целом, повторюсь, важно куда-то двигаться, не заходить в тупик в одном направлении.

- Сейчас живешь в США, чем там занимаешься?

- Во-первых, интересно учиться дальше, узнать подход к фотографии за границей. Я хожу на курсы в ICP с третьего дня приезда, это отличное место, мне повезло, что я выбрал его для старта. Оттуда появилась цель – дать жизнь тем документальным проектам о России, которые я снимал в последние годы. С тех пор, как начал изучать современную фотографию как искусство, осознанно. Для этого нужно постоянно делать массу работы: пробиваться в публикации, участвовать в конкурсах и портфолио-ревю, общаться с галеристами и коллекционерами, делать выставки, печатать фотокниги, находить деньги на все это: или личные, или грантовые, или стипендии. Это интересный мир, и здесь он очень активно живет и дышит. Я надеюсь, что полученный здесь опыт работы и связей сможет изменить мою работу и дома: в «Росмолодежи», в Медиашколе LookBook, в новых личных проектах.

Серия снимков, сделанных в селе Париж Челябинской области.

Серия фотографий, сделанных на Аркаиме

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?