ФОТОВЫСТАВКА. "Мокрые фотопроцессы" - круче Хогвардса

19 декабря 2015 5276
Сегодня свои работы представляет фотограф, редактор газеты "Челябинский металлург" Олег Лабастов

— Я из семьи военного. В начале 80-х годов отца перевели служить в Южноуральск. В городе был большой и красивый Дворец пионеров, во Дворце работал фотокружок, а в этом фотокружке была сплошная романтика: тяжелые шторы, полумрак, красный фонарь, ряды фотоувеличителей. «Мокрые фотопроцессы» — это же чистая магия, куда круче Хогвартса! Мне нравилось колдовать с порошками, нравилось, как пахнет проявитель и фиксаж. К тому же там была большая полка журналов «Советское фото», такого весьма респектабельного издания. Оно стало для меня первым учебником фотоэстетики.

Надо сказать, что тогда человек с фотоаппаратом воспринимался априори как интересный, продвинутый, небанальный, и небедный, кстати. И быть причастным к этой лиге, к этому «ордену выдержки и диафрагмы» было почетно. В общем, пройти мимо фотокружка было невозможно. Другое дело, что заходили многие, а оставались-то единицы. Быстро выяснялось, что помимо магии дело требует внимательности, аккуратности, и так далее. Работать надо — сами по себе хорошие карточки не вылетают из лаборатории как белые журавли.

Как и многие из людей, рожденных в СССР, я дебютировал в фотографии с нехитрого аппарата «Смена-8м»: им я увлеченно щелкал родственников, одноклассников и дворовых корешей. Пейзажи не волновали душу до тех пор, пока однажды на летних каникулах в руки не попали зеркальный «Зенит» и упаковка немецкой слайдовской пленки «Орвохром». Вот тогда я, кажется, впервые начал делать «кадры без людей» — раньше подобное мне казалось барством и расточительством.

О своём статусе в фотографии и о друзьях-товарищах

— Я не считаю себя профессиональным фотографом. И я не репортер. Но, вот, как интересно получается: и первые и вторые окружают меня всю жизнь. Спасибо журналистским путям-дорожкам, конечно. Я очень благодарен судьбе за эту компанию. Михаил Петров, Алексей Гольянов, Сергей Васильев, Борис Каулин, Александр Кондратюк, Вячеслав Бакин, Федор Шмидт, Виктор Суродин, Александр Глебов — это же настоящая фотографическая гвардия Южного Урала! Это я назвал лишь своих друзей и добрых знакомых, а сколько всего в нашем краю классных фотографов, профи — да легион, реально! Тягаться с ними — быстро надорвешься. Да я и не тягаюсь.

О дефиците доброжелательности

— Кстати, я не поклонник соревновательности: Вася снял так, а Жора круче. Ну, в кайф кому-то снимать светофоры, а кому-то, как сказал Кондратюк, отражения в зеркале. А третья, глядя на пейзаж, видит лишь сорок кубометров дров, и фотографирует педикюр на ногах. И пусть щелкают себе на здоровье! У каждого свой путь, свой вкус. Единственно, что мне, как адепту старой фотошколы, воспитанному в провинциальных джунглях журналом «Советское фото», не нравится, когда у коллег появляется снисходительно-менторский тон в отношении всего, что «не твоё». Критиковать ведь можно доброжелательно, а можно так рубануть, что потом месяц аппарат в руки брать не захочется. У меня был подобный опыт. Работу, которую, кстати, на зарубежных сайтах оценили очень высоко, выставил в интернет на суд местных фотохудожников. И получил по самую макушку: тут тебе, дядя, надо света добавить, тут с фоном поработать, а тут вообще — ни в какие ворота. Я подозреваю, что эти люди в свое время слушали «Рамштайн», а не «Наполним небо добротой» Юры Шевчука.

Шучу. «Рамштайн» тоже хорошая группа.

Да. Чуточку добрее надо быть, ребята.

О представленных снимках и о том, что пионерская зорька — это правильно

— Вы просите рассказать о представленных здесь снимках… Хм, вспомнилась фраза Фрэнка Заппы: «Разговаривать про музыку — это все равно, что танцевать про архитектуру». Впрочем, нет, я скажу. Скажу коротко.

На этих снимках все наше: наши люди, наш край, наша планета. Все они — люди и земли — невероятно красивы. А я в этой глобальной схеме — маленький полупроводник. Понимаете, можно замкнуться, а можно передавать энергию природы, делиться ей, с помощью фотографии. Мне по душе второй путь.

Вот вы давно смотрели на восход солнца? Мне кажется, по воспитательной силе, воздействующей на душу человека, это зрелище не сравнится ни с одним фильмом. Ох, не зря в советское время ребятню таскали на пионерские зорьки.

А вечерний закат? Помните, когда грохнулся метеорит, сколько было снимков дымового шлейфа. Его рассматривали, цокали языками, его изучали, им любовались. А ведь природа каждый вечер открывает для нас занавес и демонстрирует глобальное представление, в сравнении с которым тот шлейф — это дым из пепельницы! Смотрите, люди, любуйтесь, какая красота в полнеба. А мы — нос под ноги и домой, смотреть телевизор.

О правде света и силе тьмы

— Много лет назад мой друг, художник Артем Белостоцкий, которого, увы, уже нет с нами, подсказал мне универсальное правило, как определить — «светлое» творчество у живописца или «темное»? Я считаю, этот закон работает и в отношении фото. Так вот, рецепт прост. Если тебе хочется перешагнуть рамку и «уйти» туда — в картину, в фотографию, значит, работа написана душой. Не возникает такого желания — стало быть, автор схалтурил, а скорее всего — просто выполнял заказ, работал не нутром, а задачей срубить деньжат.

Мое глубочайшее убеждение, что искусство — а фотография есть именно искусство — должно нести свет, добро, позитив. Восхищение, любовь, благодарность белому свету должны литься на фотобумагу, а не цинизм, не брюзжание, не страхи автора. И уж тем более — не злость.

Понятно, что и чернуху можно снять сильно, мастерски, с бездонным темным обаянием. Но тут уже встает вопрос о личной ответственности художника перед обществом и перед Богом.

Я предпочитаю с темными сторонами жизни не заигрывать. И своим творчеством не умножать скорби, коих и без того достаточно в жизни.

В общем, если кто-то из людей, зрителей вашего сайта, скажет в отношении моих работ, что ему хочется туда «нырнуть», что живут в них какие-то лучи света — это будет высшая похвала для меня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ФОТОВЫСТАВКА. ОТ ЯДЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДО ЯЗЫЧНИКОВ С СЕВЕРА УРАЛА

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?