«Можно купить дорогую машину, а можно слетать на Шпицберген. Я выберу второе»

30 января 2016 1 2422
Сегодня в нашем проекте фотограф и путешественник из Миасса Андрей Подкорытов

- С чего началось увлечение фотографией?

- С первого категорийного спортивного похода по Алтаю в 2006 году. Это совпало с появлением у меня первого простенького цифрового фотоаппарата. Учителей не было. Читал статьи, смотрел работы известных фотографов. В 2011 стал пытаться посылать работы на фотоконкурсы. Поначалу снимал только пейзажи в походах, т.к. это было наиболее просто. Снимал там, куда был организован поход. В последние годы тематика расширилась до дикой природы вообще. Начал работать с животными в их естественной среде обитания. И с местами съёмок подход поменялся – теперь уже целенаправленно иду туда, где хочу поснимать. Направления выбираю сам. Сегодня сложно назвать дикой природой места, куда можно довольно просто добраться. Чем ближе место, тем хуже контингент посетителей: получаем окурки, бутылки, пьянки, испоганенные квадроциклами ландшафты, напуганные звери и постепенное превращение природного места в помойку. К счастью, в России ещё много мест, куда проблематично выехать для пьянки, и где есть по-настоящему дикая природа. Отсюда выбор труднодоступных мест.

Принято считать, что снимать природу – это самое простое, а вот ловить какие-то эмоции человека гораздо сложнее. Мне так не кажется, людей не снимаю вообще. Гораздо сложнее поймать эмоцию животного в его естественной среде обитания, а если ещё и с правильным фоном и освещением – это просто мечта, это высший пилотаж. Надо попасть в место обитания этого животного, найти его, подобраться, выбрать интересную композицию, “договориться о съёмке”, дождаться хорошего света. В общем, анималистическая съёмка – это не просто. Пейзажная съёмка также обманчиво проста. В этом много субъективности. Для кого-то пейзаж, от которого у меня волосы дыбом и мурашки по коже, будет просто рядовой картинкой, потому что  человек там не был и не чувствовал всего того, что ощущал я до, во время и после съёмки.

- Насколько сложно и дорого организовывать такие съемки?
- Я довольно много ходил в спортивные групповые походы. Цель таких походов не связана с фотографией, но для меня участие в них было возможностью попасть в непростые удалённые места, ну и на маршруте удавалось что-то поснимать. В спортивных группах всегда жёсткий график маршрута. Всегда “быстрее, выше, сильнее”. Отдельного времени на съёмку нет, приходится вместо сна выкраивать несколько часов, чтобы погулять с камерой по окрестностям рано утром или поздно вечером. В последние годы помимо групповых начал ходить в одиночные походы, такой формат существенно сложнее, но позволяет самому определять, где и сколько прождать хороший свет, где разбить палатку, на какой водопад выйти рано утром и т.д. Летом 2015 получился интересный и очень результативный в смысле фотосъемки одиночный поход по плато Путорана.

Мой интерес к Путоранским снежным баранам совпал с интересами дирекции Путоранского заповедника, поэтому я передал им для изучения все фотографии. Этих баранов осталось довольно мало, изучены они плохо. Точной численности достоверно неизвестно, по этой причине подвид занесён в Красную книгу. Организовывать такие выходы сложно и дорого. Перелёты, заброска катером, спутниковая связь, облегчённое походное снаряжение, влагозащищённая походная одежда – за всё приходится платить самому. Нужен серьёзный опыт, мне в этом помогает опыт участия в групповых спортивных походах. По денежным затратам – недавно был забавный случай. Мама в очередной раз настойчиво предлагала подумать об ипотеке и покупке квартиры. После недели раздумий я позвонил ей и радостно похвастался второй парой новых походных лыж. Так что это вопрос расстановки приоритетов – можно в кредит купить дорогую престижную машину, а можно слетать на Шпицберген.

- Какими работами гордишься?

- В летнем походе по Канадским Скалистым горам были интересные истории со съёмкой бурундука и горного козла. Я очень долго пытался заставить бурундука посидеть хотя бы пару секунд в нужном мне месте на фоне озера Пейто. Выяснилось, что бурундук очень любит миндаль. Пока я объяснил ему, что от него хочу, он слопал грамм 200 миндаля, почти всё, что у меня было, но в итоге мы друг друга поняли. Получился именно тот снимок, который я хотел.

В случае с горным козлом я наткнулся на пару самца и самки. Они оба старались сохранять до меня дистанцию, но самец держался ко мне несколько ближе, позволяя своей подруге уйти подальше в безопасное место на отвесных скалах. Оказавшись при съёмке непосредственно под самцом, мне пришлось уклоняться от сбрасываемых им копытами сверху камней. Уже позже мне объяснили, что так горные козлы защищаются от пумы и медведя.

Очень запала съёмка Путоранских снежных баранов. Увидеть Путоранского снежного барана - это везение. Сфотографировать - удача. Провести рядом с ними несколько часов съёмки - так просто не бывает. Мне удалось подобраться к ним буквально метров на 10, они были готовы подойти и познакомиться. Наблюдал, как они дремали, грелись в последних закатных лучах, периодические вставали и затевали бодания друг с другом, а потом опять мирно устраивались и пережёвывали скудную тундровую травку. Я провёл рядом с ними несколько часов и уже в темноте, ошалелый от счастья, начал возвращаться к палатке…

Своим лучшим пейзажем считаю этот.

В тот день я планировал пройти через снежный перевал по закрытому леднику, но за ночь выпал снег, все следы на подходах были засыпаны, видимости не было. Я сделал попытку, но быстро стало ясно, что по свежему снегу я просто не успеваю, да и погода требовала воздержаться. Был очень расстроен, постепенно спускался вниз, и уже в зоне леса сделал несколько кадров. Эта панорама вместе с бурундуком прошла в финал фотоконкурса Золотая Черепаха, оба снимка попали на итоговую выставку.

- Наверняка были какие-то экстремальные ситуации…

- В одиночных походах непростых моментов было много – встречи с медведями, переправы через полноводные реки, проблемы со связью, падения на скалах. Зимой в Канаде ночью к палатке подходила пума. Крайний эпизод получился недавно в одиночном походе на плато Маньпупунёр (Северный Урал, Коми).

Весь запланированный маршрут я прошёл, но на выходе уже были обморожения. Запланированных вариантов выброски не получалось. Пришлось обратиться в МЧС. В итоге это вылилось в эвакуацию на вертолёте. Я полностью разочаровался в российских СМИ: несмотря на доступную от меня и от МЧС правдивую информацию, журналисты писали и говорили об эвакуации до полусмерти обмороженного туриста с перевала Дятлова... Никакого отношения моя эвакуация к перевалу Дятлова не имеет, реальные детали были искажены и преувеличены. В погоне за рейтингами и сенсационными заголовками журналисты совсем потеряли порядочность.

- Окупаются ли такие трудные съемки, или это все-таки для души?

- Небольшая монетизация фотоувлечения присутствует, но это далеко от основного дохода. Хватает на мороженое. Да и не всё можно оценить деньгами – как оценить уникальные моменты, когда где-нибудь за полярным кругом рано утром детёныш северного оленя прижимается головой к родителю, и оба стоят в тишине в ожидании рассвета? Или когда Путоранские снежные бараны на закате затевают очередную драку рогами на отвесной скале на фоне озера Кутарамакан? Такие впечатления и эмоции не переводятся в денежный эквивалент, это навсегда остаётся внутри.

Конечно, на фотографию больше трачу. В России сложно на этом заработать. Люди готовы восторгаться красивыми картинками, но не готовы за них платить. Многие сообщества и компании позволяют себе в Интернет коммерческую публикацию чужих фотографий без указания авторства, а то и с проставлением своих копирайтов на чужих снимках. Это вопрос нашей общей культуры, тут есть над чем работать.

- Что хочется снять, в каких местах побывать.

- Я не люблю обсуждать планы на будущее. Считаю, что нужно сначала делать, а уж потом говорить об этом (если что-то получилось). Планы есть. Если тезисно – мне интересен Север. Таймыр, Плато Путорана, плато Анабар, Чукотка, Якутия… В других странах также много интересного. За время 8-ми месячной стажировки в Канаде удалось сделать три одиночных похода по Канадским Скалистым горам. Там тоже очень здорово. Ну и, конечно же, есть Юкон, Аляска, Арктика…

- Какие есть хитрости в съемке дикой природы?

- Хитростей много, охватить всё сразу сложно. Всё приходит с опытом. Что-то завязано на опыт планирования маршрута, чтобы быть в нужном месте в нужное время. Что-то – на правильные железки и аппаратуру: панорамные приспособы, градиентные фильтры, нужные объективы и пр. С животными нужно "договориться". Многократно убедился, что когда есть сомнения в целесообразности выхода на съёмку, например плохая погода, хороший свет не ожидается, снег, дождь, пурга, усталость, лень, то надо себя перебарывать и идти с полным комплектом оборудования. Ждать света, надеяться, искать кадр. И нужно много терпения. Вхолостую так можно сходить сто раз, а на сто первый будет нечто настолько удивительное, что с лихвой окупит предыдущие сто неудачных выходов. После удачной съёмки, особенно если сомневался идти или нет, всегда бывает страшно, что по каким-то нелепым причинам мог пропустить эти уже снятые кадры. Ведь таких кадров уже никогда и ни у кого больше не будет, они не повторяются.

Блог в ЖЖ

Страница VK

Основные награды Андрея:

  •  Победитель (PSA Gold Medal) Первого Международного конкурса северных и арктических фотографий Global Arctic Awards 2012 года в номинации PSA Northern Civilization, финалист конкурса 2013 года (номинация FIAP “Arctic and Northern Landscape” и RPS “Global Warming”) 
  • Победитель (3 место) третьей открытой национальной премии “Лучший фотограф” 2011 года в номинации Архитектура\Любительская категория, финалист конкурса 2013-2014 года (номинация Анималистическая съёмка\Профессиональная категория) 
  • Финалист международного конкурса фотографий дикой природы “Золотая черепаха 8” 2013-2014 года 
  • Лауреат 5-го Открытого фотоконкурса Полярная перспектива 2014 г, категория Север, подкатегория Природа 
  • Победитель Всероссийского фотоконкурса «Best of Russia» - 2015» (Лучшие фотографии России 2015), номинация “Природа”
  • Многократный призёр международного конкурса “Север – страна без границ” в номинации “Фотография”

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?