«Идеальный экипаж – это отважный летчик и трусливый, но хитрый штурман» [16+]

25 марта 2016 1 158
Главный штурман ВВС РФ генерал Звягин рассказал Ural1 об операции в Сирии, причинах авиакатастроф и лётных суевериях.

В этом году штурманская служба ВВС России встречает 100-лений юбилей. Отметить знаковую дату было решено в Челябинске, куда и слетелись лучшие представители профессии со всей страны и  постсоветского пространства. Один только спецборт из Москвы доставил около двух сотен высокопоставленных офицеров, в числе которых прибыл и главный штурман ВВС РФ Михаил Звягин.  

Офицерский клуб ЧВВАКУШа, где собрались в этот день именитые гости, озарился звездами на погонах. Глядя на них сейчас, понимаешь: все эти недавние разговоры о «закате штурманской эпохи» и ненужности специалистов из-за технического прогресса были несостоятельны. Без этих героев военная авиация далеко не улетит. И оказались правы: несмотря на борта, напичканные электронными аэронавигационными системами, ни один, даже сверхсовременный самолет не выходит на боевой курс без штурмана – дотошного скептика, способного работать в любых условиях. Вооружившись картой, линейкой НЛ-10 и собственным чутьем.

Однако ошибочное мнение обернулось стратегической ошибкой… В 2011 году, приказом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова в России был ликвидирован ряд военных училищ. Под нож попал и ЧВВАКУШ. Поставить на крыло уникальное и в своем роде единственное училище удалось только спустя два года, когда кадровый дефицит достиг катастрофической отметки.

Чтобы узнать, как сегодня проходит подготовка летных кадров, Ural1 пообщался с самым главным штурманом России. Михаил Звягин рассказал о военной операции в Сирии, роли Воздушно-космических сил России в борьбе с террористами ИГИЛ. Неожиданно диалог перешел в ламповый, почти дружеский формат: генерал Звягин улыбался, говорил о приметах и суевериях, и о том, почему настоящие штурманы должны быть… трусоваты.

– Михаил Иванович, почему вековой юбилей штурманской службы ВВС России было решено отпраздновать именно в Челябинске? Это как-то связано с 80-летием ЧВВАКУША?

– Челябинск является «штурманским городом». Именно здесь находится единственное училище в стране, где готовят штурманов.  По сути, почти все ныне проходящие службу штурманы являются выпускниками ЧВВАКУШа. Это наша альма-матер, мы ей очень дорожим и гордимся, что начали свою «дорогу в небо» с южноуральской земли. Место было выбрано неслучайно. Я и сам выпускник челябинского училища.

– А как отразился почти трехлетний перерыв на подготовке лётных кадров?

– В связи с этим не совсем грамотным решением,  мы сейчас очень сильно ощущаем  дефицит штурманских кадров. На уровне подготовки это не сказалось, но снизилась укомплектованность. Сейчас мы это дело наверстываем, наборы осуществляются. Первый хороший выпуск ждем в 2018 году.

– В августе прошлого года приказом президента ВВС вошли в состав Военно-космических сил России. Цель объединения ВВС, ПВО и ВВКО ясна, но звучит совершенно фантастически… Ухо не режет?

– Ну, я не буду судить о фонетических моментах … Но, действительно, объединение трех родов войск сильно оправдано. Сейчас в руках у главнокомандующего Военно-космическими силами все огневые средства – начиная от космической среды, кончая применением оружия с земли. Это позволяет скоординировать действия и повысит эффективность всей обороны против воздушного и космического противника. Очень жестко скоординирована работа.

– А профессионализм штурманов, с приходом и развитием технологий не падает? Ведь многие задачи теперь решает бортовой суперкомпьютер… Молодое поколение не разучится, как в том анекдоте, прокладывать курс по ветру, высунув голову в иллюминатор?

– Здесь что важно понять: все технические устройства и прицельно-навигационные комплексы, это, во-первых, надежные системы. Степень отказа чрезвычайно низка. К сожалению, бытует мнение, что штурман – это некий резервный вариант на случай отказа. На самом деле, в корне все не так. Возникновение мощных электронных систем как раз явилось следствием того, что многократно возрос объем задач штурмана. Они и появились благодаря им. Скорости, маневренность самолетов растут, а линейка авиационного оружия расширяется, компьютеры просто помогают.

–Но легендарную НЛ-10 никто не отменял?

– (Смеется) Нет, НЛ-10 никто не отменял, вы абсолютно правы. Ведь штурман, он начинает свою работу задолго до вылета. Он производит массу расчетов с помощью как раз-таки вот этих очень простых, но надежных инструментов. В полете тоже без них не обходится.

– Как вы оцениваете боевую операцию в Сирии? Вывод войск стал для Вас неожиданностью?

– Штурманская служба РФ в Сирийско-арабском конфликте показала себя с самой лучшей, эффективной стороны. Выполненные боевые задачи – во многом огромная заслуга штурманов. Звезду Героя получил и один из выпускников ЧВВАКУш. На днях президент его наградил. Наш верховный главнокомандующий  очень мудрый руководитель. Я не в праве характеризовать деятельность главы государства, но в первую очередь, это предсказуемость политики и непредсказуемость действий. Это отличительное качество всех полководцев: в тактическом плане нужно быть непредсказуемым, и наоборот – в долгой перспективе.

– Как непосредственный участник боевых действий в Сирии, как думаете, как скоро закончится война, и получится ли победить ИГИЛ?

– По этому поводу уже много мнений. Но я хочу напомнить, что ВКС РФ не ведут непосредственно войну, они только помогают действиям правительственных войск Сирии. Поэтому если говорить – можно или нельзя ли победить ИГИЛ, то в плане действий ВКС РФ это вопрос несколько некорректен. Мы будем помогать, надеемся, что они справятся в стране с этим злом.

– Вот в лётной среде нельзя говорить «последний». Все только «крайнее». Михаил Иванович, а у вас есть свои собственные приметы? Или какая-то фартовая вещь на удачу, которую вы всегда берете в полет?

– Все штурманские должности – лётные. Это касается и главного штурмана, я до сих пор выполняю полеты. О приметах, наверное, затрудняюсь сказать…  Никогда не придавал большого значения. Того момента, который вы упомянули, да, придерживаюсь. Все-таки, не этим определяется работа лётного экипажа. Да и вообще, военные отдают большее значение приказам и инструкциям. Для примет в их жизни места не остается.

– Вот все считают, что в экипаже главный – пилот. Но что-то подсказывает, что это не совсем так. Опишите психологический портрет идеального боевого экипажа.

– Идеальный экипаж – это бесстрашный летчик и хитрый, но трусливый штурман. Вот эта спайка самая эффективная, когда штурман все перепроверяет, высчитывает и сомневается. Не в том плане, что он трус, нет. Он просто очень беспокоится за всех членов экипажа. «Звездная минута» штурмана наступает, когда все члены экипажа вместе с командиром беспрекословно выполняют его команды. Конечно, он лидер. Не забывайте, что когда борт встает на боевой курс, и штурман выбирает цель, а затем наводит орудие, весь экипаж замирает!

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!

Следите за новостями в наших группах «В контакте»,  «Одноклассниках» и «Фейсбуке».

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?