«Гениальная сучка» Третьего Рейха [18+]

18 августа 2016 51811
Женщина железной воли и абсолютного таланта, первая среди равных, последняя среди ровесников. Константин Филимонов – о кино и судьбе «богини зла» Лени Рифеншталь – одной из самых неоднозначных и загадочных фигур ХХ века.

У слова «режиссер» нет женского рода. Испокон веку считалось, что режиссура – сугубо мужская профессия. Но есть женщина с трагичной судьбой и фантастическим талантом, которая в своё время затмила своих выдающихся коллег-мужчин.

Во многих странах ее имя предано забвению. Ее гениальные фильмы не крутят ретроспективой в кинотеатрах, их категорически запрещено показывать по ТВ. Марлен Дитрих называла ее: «богиней зла», Чарли Чаплин – «гениальной сучкой». А все маститые режиссеры сегодняшнего дня смотрят киноленты этой женщины, как мастер-класс. Ее имя – Лени Рифеншталь.

Для тех, кому ничего не говорит эта фамилия – поясню: в 30-е годы прошлого века Лени Рифеншталь была личным кинорежиссером Адольфа Гитлера.

Она родилась 22 августа 1902 года в рабочем квартале Берлина. Долгое время серьезно занималась классическим балетом, но в 20 лет «заболела» кинематографом. Она познакомилась с прославленным режиссером Арнольдом Фанком, который буквально влюбился в девушку и написал специально для нее сценарий фильма «Священная гора». Вот так несостоявшаяся балерина стала знаменитой актрисой.

 

После этого фильма ее стали приглашать исключительно на роли роковых отчаянных красавиц, и карьера превратилась в шаблонный имидж. Чтобы вырваться из этого образа, Лени Рифеншталь взялась за режиссуру и в 1932 году сняла свой первый художественный фильм «Голубой свет». Эта кинолента получила серебряную медаль на биеннале в Венеции.

Как позднее вспоминала сама Лени Рифеншталь – для нее кинокартина «Голубой свет» оказалась пророческой. «В этом фильме я предсказала свою дальнейшую судьбу! – вспоминала она. – Ведь по сюжету моя героиня – странная девушка, живущая в мире грёз и отверженная всеми, погибает, потому что рушатся ее идеалы!»

Кинокартина «Голубой свет» стала визитной карточкой Лени Рифеншталь как режиссера, но настоящим триумфом оказались документальные фильмы Рифеншталь «Триумф воли» и «Олимпия», в которых германский фашизм показан в самых героических тонах.

Многие уже в 30-х годах понимали, что диктаторские идеи Гитлера ведут к мировой катастрофе. Однако невозможно было отмахнуться от феерического таланта Лени Рифеншталь! Да, она активно пропагандирует Третий Рейх! Да, она умело манипулирует доверчивыми людьми, выдавая в своих фильмах Гитлера за «спасителя человечества»! Всё это так, но…

Но она гениальна! Она опередила своё время! И на фоне примитивного кинематографа тех лет, фильмы Рифеншталь выглядели, как кино будущего. Именно поэтому на Венецианском кинофестивале картина Лени Рифеншталь «Олимпия» вполне заслужено получила «Золотого льва».

После войны Лени Рифеншталь была арестована. Допрос был короткий и весьма корректный, и американцы ее отпустили, поскольку она публично раскаялась и отреклась от идей нацизма.

Снимать кино ей никто не запрещал, но отказы в финансировании ее проектов следовали один за другим. И Лени Рифеншталь нашла себя на профильном поприще – она увлеклась фотографией и выпустила несколько уникальных фотоальбомов.

В 1974 году 71-летняя Рифеншталь увлеклась дайвингом и подводной видео- и фотосъемкой. И до конца своей жизни (а она прожила 101 год!) Рифеншталь совершила более двух тысяч погружений, создав несколько фотоальбомов и гениальный документальный фильм «Коралловый рай».

Обитатели морей и океанов ничего не знали о нацистском прошлом режиссера и с удовольствием позировали перед видеокамерой.

Она была революционером в кино. Невозможно представить себе современный кинематограф без новаторских творческих идей Лени Рифеншталь: это и игра со светом, и съемки с разных ракурсов множеством кинокамер, и комбинированные съемки, и филигранный монтаж.

Мы ненавидим нацизм во всех его проявлениях, но что касается режиссера Лени Рифеншталь, то давайте отделим зерна от плевел, и признаем, что с художественной точки зрения, ее фильмы – это магия.

Вот и все на сегодня. С вами был видеоблог «Великий цветной» и Константин Филимонов. Увидимся в кинотеатре.

Предыдущий выпуск киноблога смотрите здесь. 

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

​​Следите за новостями в наших группах «В контакте»,  «Одноклассниках» и «Фейсбуке».  

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?