Смена ролей: актеры, ставшие режиссерами [18+]

07 апреля 2016 40314
В этом блоге рассказ о том, зачем знаменитые актеры решают перебраться по другую сторону камеры? И чего больше в их карьере – триумфов или провалов?

На днях я с большим удовольствием посмотрел в кинотеатре дебютный режиссерский фильм Луи Гарреля «Друзья».

Вкратце о сюжете. Клеман, статист кино, влюблен в девушку по имени Мона, которая избегает встреч со своим воздыхателем. И на помощь Клеману приходит его лучший друг Абель. В результате этой «помощи» возникает любовный треугольник.

В общем-то, история стара, как мир, и притягательна, как Франция. Сюжет получился почти «камерным», и не требовал от продюсеров больших денег на производство. А то, что актерское исполнение будет феерическим – в этом никто не сомневался: Голшифте Фарахани, Венсан Макен и сам Луи Гаррель – любимцы европейской публики. Каждый из этих актеров способен сыграть хоть пенёк в лесу – и это будет интересно зрителю.

В одном интервью Луи Гаррель очень верно охарактеризовал идею своего режиссерского дебюта: «Фильм «Друзья» – своего рода манифест безответственности». И в этом смысле всё сошлось: безответственности много, персонажи дурачатся на славу и, сами того не замечая, «подписываются» под условным манифестом «Любви и дружбы по-французски».

Кинокартина Луи Гарреля «Друзья» – это прежде всего легкомысленная «мадам Франция»! Пусть слегка провинциальная: с вокзалами, узенькими улочками, забегаловками, жареными каштанами, пустынными набережными и второсортными отелями, но это именно та Франция, в которую влюбляешься с первого взгляда и навсегда.

Поэтому фильм «Друзья» рекомендуется к просмотру (в первую очередь) всем любителям французских мелодрам и многочисленным поклонницам Луи Гарреля. А тем, кто не причисляет себя к таковым, я всё равно советую посмотреть эту кинокартину – и душой отдохнёте, и для общего развития полезно.

Однако напомню то, с чего я начал: этот фильм является режиссерским дебютом Луи Гарреля в полнометражном кино.

И здесь возникает интересный вопрос: почему же актеры идут в режиссуру? Ведь это абсолютно разные профессии! Одно дело – играть свою роль, а другое – видеть картину целиком, да еще и руководить процессом. Почему же актеров притягивает режиссерское кресло? А причин тому много…

Во-первых, зачастую актерам (даже прославленным и востребованным) не хватает способов самовыражения! Они устают от сложившегося амплуа, и хочется продемонстрировать нечто большее, на что ты способен, как творец.

Например, Василий Макарович Шукшин в далеком 1964 году дебютировал в качестве кинорежиссера только для того, чтобы экранизировать свою прозу. Так появилась на свет прекрасная комическая киноистория «Живет такой парень» с Леонидом Куравлевым в главной роли.

А вот актеры Кирилл Лавров и Михаил Ульянов дебютировали в качестве режиссеров, что называется, поневоле – во время съемок фильма «Братья Карамазовы» от инфаркта скончался режиссер Иван Пырьев. И, чтобы не «хоронить» кинокартину вместе с режиссером, Михаил Ульянов и Кирилл Лавров выбили разрешение на самостоятельную режиссерскую работу. Они справились с задачей на все 100, и фильм «Братья Карамазовы» получил номинацию на премию «Оскар».

Никита Михалков в представлениях не нуждается. Но и он стал режиссером благодаря «Его величеству Случаю» – Никиту (тогда еще не «Сергеевича») выгнали с 4-го курса актерского отделения ВГИКа, и он поступил на режиссерские курсы. Ныне, как режиссер, Михалков собрал практически все существующие премии Европы и Америки, включая «Оскар». Но лично мне больше всего нравится дебютная режиссерская работа Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Едва появившись на экране, этот фильм стал культовым. И, не умаляя достоинств других кинокартин Михалкова, можно сказать, что «Свой среди чужих…» – это визитная карточка Никиты теперь уже Сергеевича.

Но даже в этом перечне прекрасных актеров, ставших прекрасными режиссерами, особняком стоят два имени: Роберт Редфорд и Кевин Костнер. Их режиссерские дебюты были отмечены десятками престижных кинонаград.

Популярнейший актер Роберт Редфорд дебютировал как режиссер с фильмом «Обыкновенные люди», и в 1981 году эта кинокартина получила 4 премии «Оскар» и 5 «Золотых глобусов». Интересно, что сам Роберт Редфорд не снимался в этой картине.

А Кевин Костнер совместил и режиссерское кресло, и главную роль в фильме «Танцующий с волками». В 1991 году за свой режиссерский дебют актер и режиссер Кевин Костнер собрал 3 «Золотых глобуса», 7 премий «Оскар» и еще гору призов и номинаций.

Надо отметить, что исторический фильм-вестерн «Танцующий с волками» стал откровением для многих профессионалов и любителей кино. Дело в том, что до Кевина Костнера никто из голливудских киношников не заявлял с экрана о правах коренных жителей Северной Америки.

Вот такое вот оно – режиссерское кино. Увидимся в кинотеатре.

Предыдущий выпуск киноблога смотрите здесь.

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!

​​Следите за новостями в наших группах «В контакте», «Одноклассниках» и «Фейсбуке».

 

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?