Челябинск задыхается: всему виной дорожная революция [16+]

17 марта 2015 2064
Чем навредила Челябинску дорожная революция и почему исчезли чистый транспорт и деревья, мы обсудили с экспертом по транспортной инфраструктуре Яковом Гуревичем.

Экологической катастрофой назвал эксперт ситуацию, когда над городом в течение трех месяцев висел смог. Эксперт убежден: самое время вводить войска химзащиты и сотрудников МЧС. Хотя бы для того, чтобы выяснить причину загрязнения. Ведь, как оказалось, местные специалисты не справились с этой задачей. Как считает Гуревич, ответ – на поверхности, а точнее – на дорогах. И далеко не все шишки должны сыпаться на промышленные предприятия.

– Ясно, что экология – это совокупность факторов. За всю мою жизнь в Челябинске здесь не было такого, чтобы три месяца подряд в городе стояла непереносимая вонь, – говорит собеседник. – И самое страшное, что никто не знает причину этого. Все говорят, что загрязнение близко к норме. Но носы челябинцев чувствуют по-другому. Обвиняют во всем заводы: то их выносят из города, то город хотят отдалить от заводов. При этом ни вид загрязнений, ни их уровень пока точно неизвестны.

По словам Якова Гуревича, самая явная причина загрязнений (а их сегодня выделяют три: шумовое, водное и воздушное) – это автомобильный транспорт и дороги.

– Давайте по пунктам: предприятия не оказывают шумового воздействия на основную часть города, вокруг них есть своя санзона, тогда как Челябинск при этом остается довольно шумным городом, – говорит эксперт. – И всему виной – дороги, которые у нас подошли к самым окнам домов. Также у нас нет тротуаров, по которым нельзя ходить, не оглохнув. А в некоторых точках Челябинска шум как на аэродромах.

Теперь о воде. Сегодня, по словам Гуревича, все крупнейшие предприятия сбрасывают в Миасс в три раза меньше неочищенных вод, чем МУП ПОВВ, которое принадлежит городу. И усугубила ситуацию дорожная революция, во время которой была уничтожена ливневая канализация, очищавшая стоки.

– Благодаря дорожной революции выбросы транспорта достигли промышленного уровня, – говорит собеседник. – Давайте считать: сегодня машин в городе порядка 400 тысяч. И в совокупности они дают загрязнения больше, чем крупный завод за весь год. Но у предприятий есть высокие трубы, зоны рассеивания, поэтому только относительно небольшая часть выбросов попадает в зону нахождения людей, а машины дают загрязнения как раз в тех местах, где происходит массовое скопление горожан. И полет на вертолете чиновников от экологии подтвердил это: с высоты птичьего полета Гладкова и Климов увидели, как над самым центром города висит смог, образовавшийся из-за выхлопов машин и дорожной пыли.

В Швеции посчитали, что любая легковая машина во время движения превращает в пыль 15 граммов асфальта. Истирание дорожного полотна дает 15 тысяч тонн асфальтовой пыли в год. Добавить к этому истирание шин и пыль, образующуюся еще и при этом. Но так происходит при идеальных шведских дорогах и хороших шинах. К сравнению, ЧЭМК выбрасывает 7 тысяч тонн пыли в год. Таким образом, пыль от асфальта заведомо вдвое превышает пылевые выбросы заводов.

Наши дорожники в октябре хвастались, что за день выбросили 5 тысяч тонн противогололедной смеси на асфальт, – говорит Яков Гуревич. – То есть за день они выбросили на улицы годовой объем ЧЭМК. При этом мы не знаем, что именно выбрасывают дорожники на тротуары. В этом году я впервые видел какую-то непонятную черную «посыпушку». Ладно – выбросили, но ведь это теперь убирать надо. Сейчас, по весне, на улицах – 10 тысяч тонн грязи, и когда все растает, ее будет еще больше. Но в результате дорожной революции уже никакие пылесосы не помогут: в городе десятки тысяч ям из-за провалившегося асфальта. Качество дорог делает уборку невозможной: подметальщик не может вычистить грязь из ям, вот там-то и копятся источники «пылевых бурь». Но у нас и не пытаются убирать.

Помимо потраченных на дорожную революцию 20 млрд рублей, для ликвидации последствий еще предстоит потратить порядка 10 миллионов и минимум 20 лет, чтобы посадить новые деревья и дождаться, когда они вырастут.

– Другой момент: одной из целей дорожной революции было уничтожение общественного транспорта, например, трамваев и троллейбусов. А ведь это – самый безопасный, экологичный и экономичный транспорт, – добавляет Гуревич. – У нас трамваи сейчас везут в 6-8 раз меньше пассажиров, чем раньше. Взамен вместо 800 автобусов, которые раньше ездили по Челябинску, теперь на наших дорогах 5 тысяч маршруток. В итоге на дорогах мы получили плюсом 10 процентов выбросов. Также дорожная революция поспособствовала росту аварийности, а значит, и увеличению числа пробок.

Перенос автовокзала также, по мнению эксперта, ухудшил дорожную ситуацию в городе. Сейчас крупногабаритные автобусы вынуждены пересекать весь Челябинск, чтобы доставить прибывших пассажиров к ДС «Юность». Надо ли говорить, что в этом случае речь идет о кубометрах поднятой пыли и создании дополнительных пробок.

 

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?