Челябинские водители не хотят получать страховку натурой

04 марта 2016 420
Эксперты рынка прокомментировали предложение ЦБ заменить выплаты по ОСАГО ремонтом.
Челябинские водители не хотят получать страховку натурой

Центробанк РФ вынес предложение по решению проблемы недовольства владельцев ОСАГО и претензий автомобилистов к неадекватности сумм страховых выплат – обязать страховые компании выполнять ремонт вместо материальной компенсации. С такой инициативой выступил заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин 24 февраля. «Сегодня у потребителя есть выбор: либо он получает деньги, либо ремонтирует машину. Но ведь смысл услуги страхования в том, чтобы после аварии вернуть автомобилю то же состояние, как до ДТП. Поэтому по общему правилу можно было бы предоставить страховым компаниям возможность организовать ремонт, и только если они не в состоянии его обеспечить, делать выплаты по расценкам, утверждённым единой методикой», – заявил зампред ЦБ РФ.

Предложение ЦБ скептично восприняли в обществе автомобилистов, объясняя тем, что такая мера ещё сильнее усугубит и без того сложную ситуацию на рынке автострахования.

– Всё, что принималось за последние годы в законодательстве, делалось в интересах страховых компаний, а не нас – автовладельцев, за счет кого эти компании и существуют. Ситуация, когда сумма компенсационной выплаты, которую насчитывают страховые, и сумма, насчитанная независимым оценщиком, разнится в десятки тысяч рублей, повсеместна, – высказал свое мнение на круглом столе, посвященном проблеме мошенничества на рынке автострахования, председатель общества автомобилистов Челябинской области, член Общественной палаты Челябинской области Николай Живец. – С принятием закона о том, что страховые будут обязаны производить ремонт пострадавшего автомобиля, а не осуществлять материальную компенсацию, автовладельцев лишают права выбора и вынуждают обслуживать свое частное имущество там, куда пошлют.

Позицию Николая Живца поддерживает и директор Центра правовой поддержки автомобилистов «Статус» Андрей Милованов, отметивший, что это отнюдь не единственные недоработки в нашем законодательстве в отношении страховых компаний.

– Помимо причиненного в результате страхового случая материального ущерба, нигде не учитывается время, которое теряет владелец автомобиля, пока производятся разбирательства и ремонтные работы. Для таксистов, например, это прямая потеря прибыли и средств для жизни. Страховщики пользуются тем, что не все готовы терять время и нервы, доказывая справедливость, – добавил Андрей Милованов.

В отношении высказанной ЦБ инициативой с правозащитниками не согласился директор страхового брокера «Щит» Денис Иванов.

– Не будет денежных выплат – не будет и мошенников, которые намеренно подстраивают ситуации для извлечения финансовой выгоды из страховых компаний. А что касается отсутствия выбора сервисного центра, который привязан к вашей страховой, то извольте – у каждой компании по 10-15 точек, производящих ремонтные работы. Каждый может выбрать заранее, – отметил автостраховщик.

Директор компании «Автоадвокат» Наталья Усова отметила, что в ее практике разница в суммах начисленной страховой компанией выплаты и выигранной в суде, включая неустойки, штрафы, судебные издержки, порой доходила до 100 тысяч и выше.

– Очень редко, когда страховая добровольно осуществляет адекватные выплаты. Помимо затраты времени на судебные разбирательства с привлечением автоюристов, важно отметить, что размер начисляемой компенсации не соответствует рыночным ценам, плюс выплаты производятся с учетом износа. Условно говоря, за капот машины 2008 года выпуска страховая выплатит 50% от текущей его стоимости, а в сервисном центре вам придется доплатить эту разницу, – добавила Наталья Усова.

 

Вал жалоб на поддельные полисы

С поднятием стоимости ОСАГО участились жалобы на поддельные полисы, отмечают автоюристы.

– Люди берут эти поддельные ОСАГО за 1,5 тысячи рублей, рассчитывая на то, что не попадут в аварию. У нас ведь все живут «на авось», сегодняшним днем. Но людей тоже можно понять – в кризис каждая копейка на счету, и ОСАГО по 10-15 тысяч рублей для кого-то – накладные траты, – пояснил автоюрист Лев Воропаев.

Ситуация с поддельными полисами ОСАГО выявляется зачастую по привычной схеме: попав в ДТП, автовладелец обращается в свою страховую компанию, филиала которой, как оказывается, в Челябинске уже нет, и человека отправляют в Москву. В Москве, соответственно, тоже такой компании не находится. Лев Воропаев отметил, что здесь важно разделять две ситуации: мошеннические поддельные полисы и полисы, которые действительно выпускались РСА и были проданы брокеру, чьи филиалы по каким-либо причинам ликвидированы в нашем регионе. В первом случае все претензии только к виновной стороне, во втором случае можно обращаться в суд по месту жительства, добавил автоюрист.

 

Клиенты не довольны начислением «бонус-малуса»

За IV квартал 2015 года субъекты страхового дела заняли первое место по числу обращений граждан в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, которая рассматривает жалобы на некредитные финансовые организации (НФО), поступающие в Банк России. 77% поступивших обращений касалось деятельности субъектов страхового дела, из них подавляющее большинство – 82% – составили жалобы по поводу ОСАГО, где 80% претензий затрагивало проблему неверного расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ), сообщается на сайте регулятора.

– Обращения на некорректное начисление коэффициента за безаварийную езду имеют массовый повсеместный характер. Связано это в основном с тем, что предыдущие автостраховые компании забывают внести данные в единую систему начисления КБМ, – прокомментировала Наталья Усова.

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?