Об экологии начистоту

06 марта 2015 145
ЧЭМК — единственное предприятие, которое не стесняется говорить об экологии. Представители предприятия приняли участие в съемках ток-шоу на острую для Челябинска тему: город регулярно накрывает смог, но еще предстоит выяснить, кто в этом виноват.
Об экологии начистоту

Челябинск опередил соседний Магнитогорск по числу вредных веществ в воздухе. За минувший год содержание оксида углерода и диоксида серы, больше других портящих воздух, выросло до двух раз. И то, что серая дымка с завидной регулярностью накрывает город, всерьез тревожит чиновников и общественников. Губернатор Борис Дубровский в связи с этим даже устроил внеочередное совещание Общественного совета по экологической политике региона, чтобы выяснить, кто виноват и что делать.

Предсказуемо, что после такого «разбора полетов» самые большие шишки полетят в сторону промышленных предприятий, которых в регионе насчитывается порядка двух тысяч. Но, по данным экологов, их «вклад» в состояние воздуха — не единственный, тогда как основной источник выбросов — транспорт. На его долю приходится треть вредных веществ. Добавить сюда дымящий Коркинский разрез и городскую свалку, продукты горения которых изрядно портят наши легкие. Ничего, кроме фактов: исследование смога, накрывшего город 22 декабря минувшего года, показало, что воздух подпортил именно Коркинский разрез. А за последние недели, по данным Челябинского центра по мониторингу окружающей среды, была превышена концентрация формальдегида, который дает все тот же автотранспорт, и диоксида азота — продукта горения свалки.

Электрометаллурги не скрывают, что в ситуации, когда важен вклад каждого в хрупкую экологию, остается быть более ответственными и не скупиться на дорогие технологии.

— На ЧЭМК существует собственная экологическая программа, в рамках которой за последние годы мы вложили в экологию больше семи миллиардов рублей, — рассказал журналистам заместитель главного эколога ЧЭМК Владимир Серегин. — На них установили современные газоочистки, которые снизили количество выбрасываемой при производстве пыли. Например, в том же 1985 году валовые выбросы достигали 48 тысяч тонн пыли, а в 2014 году они снизились до минимальных показателей. Также модернизация печей позволила отказаться от минерального сырья, такого как кокс, в пользу более экологичного — природного угля. На ЧЭМК действует безотходное производство, в результате которого шлаки снова оказываются в работе либо перерабатываются в щебень и песок.

ЧЭМК одним из первых поддержал предложенную городской администрацией идею сделать работу заводов более прозрачной. В результате на четырех крупнейших трубах предприятия появились датчики слежения за выбросами. Вскоре по совместному решению руководства завода и министерства экологии области полученные данные будут доступны на самых популярных сайтах.

 

Мнение экспертов

Владимир Добрынин, руководитель регионального центра проектных и строительных исследований:

— Каждый день из окон своего офиса я вижу, что темный дым идет со стороны знаменитых «Фортума» и «Мечела», которые жгут коксохим. Видно, что там очистных сооружений по минимуму. О чем можно говорить, если собственники этих предприятий не живут в Челябинске? Им плевать на городскую экологию. Также есть проблемы, которые должны решать муниципалитет и область: это вопрос городской свалки, которая дает до 50 процентов метана и других вредных веществ, вопрос утилизации мусора, ведь вокруг Челябинска нет ни одного полигона для отходов. Наконец, нужно построить нормальную транспортную развязку, чтобы вывести автомобильные выхлопы из города. И в конце концов, надо просто мыть дороги. Сейчас вся пыль и грязь, оставшаяся еще со времен дорожной революции, витает в нашем воздухе.

Андрей Талевлин, эколог, юрист:

- Дышать в Челябинске тяжело традиционно, а в последнее время количество дней с неблагоприятными метеоусловиями увеличилось и ситуация с экологией в городе стала критической. В то же время современные технологии позволяют контролировать экологическую ситуацию и даже в городах с множеством промышленных предприятий очистить воздух. На мой взгляд, экологическая функция — прирогатива государства. Властям еще вчера надо было заняться этой проблемой. Проблема в отсутствии координации между природоохранными ведомствами плюс нет действенного инструментария для контроля. Например, гидромет со своими 8-ю постами уже давно не справляется с фиксацией загрязнений, даже ежемесячные отчеты о состоянии атмосферного воздуха перестал публиковать! А нарушители этим пользуются — когда нет контроля, в период НМУ не снижают выбросы, хотя обязаны это делать. У нас две трети загрязнения воздуха дают предприятия: на первом месте «Мечел» и «Фортум». Одну треть от общего загрязнения дает автотранспорт. И свалка тоже играет не последнюю роль, но поскольку она сегодня 
де-юре не существует, опасные выбросы, вроде диоксида поливинилхлорида, которые отравляют городской воздух, вообще нигде и никем не учитываются.

Что сегодня необходимо сделать, чтобы улучшить экологическую ситуацию? В первую очередь поменять отношение к проблеме! Даже при существующем законодательстве можно эффективно контролировать экологическую ситуацию в Челябинске. Если будет нормальная система мониторинга, поймем, какие вещества и кто выбрасывает. А значит, будет возможно исключить самые опасные. Чем больше проверок, тем чище воздух.

В Сочи, например, уже установлена высокотехнологичная система, которая в режиме онлайн позволяет отслеживать состояние атмосферы, с точными данными по каждому загрязнителю. Такие же системы устанавливаются в Москве, Питере, Екатеринбурге. 
У нас эта работа на сегодняшний день провалена. По сути, необходимо разработать программу экологической политики Челябинской области, чтобы работа в этой сфере была методичной и эффективной.


Олег Куделенский, журналист:

- Все, что происходит сейчас у нас в области, больше смахивает на создание некоего информационного фона, который уж точно не имеет никакого отношения к практической работе. Ежедневно нагнетается какая-то нездоровая истерия. В адрес промышленников сыплются непонятные угрозы, как будто они в состоянии хоть завтра решить все вопросы модернизации, в том числе и в экологическом плане.

Чтобы реально что-то изменить в городской среде, нужны десятилетия постоянной работы в этом направлении. Разве можно себе представить, что вот так, в одночасье, мечеловский коксохим перестанет дымить. Или все автомобилисты пересядут на современные низкотоксичные иномарки, а еще лучше, на электромобили. Хотя нет, а давайте все на велосипеды? Согласитесь, это все из области фантастики.

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?