«Полет» опять лихорадит

27 октября 2016 4 68258
Новая команда управленцев челябинского радиозавода настроила против себя трудовой коллектив.
«Полет» опять лихорадит

«Полету» жить!» – такое название получило новое общественное движение Челябинска. Из названия понятно, что организовали его трудящиеся радиозавода «Полет», понятна и их цель – сохранить свой родной завод, который переживает сейчас жесточайший кризис.

– Мы уже не можем терпеть ситуацию, когда наше предприятие просто убивают! – говорит лидер движения Павел Маврин. – Команда менеджеров-управленцев довела «Полет» до ручки, поставив радиозавод на грань банкротства, а нас всех – перед фактом потери работы. Вот мы и решили объединиться в общественное движение, это наш завод, мы проработали на нем много лет и не дадим его уничтожить!

Во времена СССР челябинский радиозавод был успешным и даже образцовым наукоемким производством. Здесь трудилась рабочая элита Южного Урала. Проблемы начались в лихие 90-е, когда страна разделилась и на какой-то момент резко сократила заказы на военно-промышленную продукцию. Именно в то лихое время был закрыт АМЗ, почти встали «Станкомаш» и ЗЭМ, колоссальные трудности испытывали все предприятия, ранее работавшие на советский ВПК. «Полет» значительно сократил как коллектив, так и территорию завода, но выжил. Хотя в последнее десятилетие и жил как на качелях: платит «оборонка» вовремя – коллектив получает зарплату, задержали военные обещанные деньги – продукция на складах, растут долги по зарплате.

Например, 2014-й год «Полет» прошел успешно, заработав почти два миллиарда. Все были довольны… А вот следующий 2015-й год стал для «Полета» «неплатежным». Радиозаводу задолжала государственная корпорация «Спецстрой», печально «прославившаяся» позорным затягиванием строительства космодрома «Восточный» и масштабной коррупцией. Сорвался контракт с Анголой, африканское правительство перенесло сделку на 2016-й год. Вдобавок «Полет» был передан в структуру «Объединенной приборостроительной корпорации» (ОПК), входящей в концерн «Ростех». У челябинского завода появились строгие московские начальники, которые начали диктовать новые правила игры. По одному из них «Полету» разрешалось брать кредит только в «уполномоченных банках» и запрещалось иметь дела с банками сторонними.

– Мы всегда занимали деньги у того или иного банка, а когда государство расплачивалось с нами за гособоронзаказ – гасили кредит, – объясняет работу «Полета» активист общественного движения «Полету» жить!» Cтепан Турицын. – Однако после вхождения в ОПК нам дали список только из пяти банков, пришлось идти в ВТБ, с которым долго договаривались о кредите. Но когда все согласовали, сделку нам не одобрил совет директоров ОПК из Москвы. Вся эта бюрократия и затянутость в принятии решений привела к тому, что прошлый кредит у «Промсвязьбанка» оказался просрочен, а у завода четыре месяца не было денег. «Полет» почти встал…

Москвичи решили эту «проблему» одним махом – практически полностью сменив руководство «Полета», тех людей, которые вытаскивали предприятие из сложных 90-х. Ветеранов, начинавших работать на радиозаводе в советское время, заменили на молодую команду управленцев-«варягов», ранее к «Полету» никакого отношения не имеющих. Увы, оказалось, что и к радиотехническому производству новые топ-менеджеры тоже… отношения не имеют. И проблемы, которые по замыслу столичного начальства должны были исчезнуть, начали расти как снежный ком.

В 2016 году новый заместитель гендиректора по финансам и экономике Сергей Мочинин провалил переговоры с Пенсионным фондом, которому «Полет» был должен приличную сумму. Составленный ранее график постепенного погашения задолженности новый управленец просто порвал. В клочки. Конечно, ведь он был составлен прежним руководством завода. Но и новый график молодой топ-менеджер не составил. Результат – Пенсионный фонд, не дождавшись графика, просто одним махом снял со счета завода 90 миллионов рублей. Удивительная гибкость в управлении финансами в период кризиса.

– Господин Мочинин не знает ни производства, ни сути технологий, проявляет просто грубость по отношению к «полетовцам», – рассказывает активистка общественного движения «Полету» жить!» Елена Хролова. – На документе может запросто написать «Это что за х-ня?», оскорбить работников завода для него норма. Человек ведет себя просто как временщик, а не менеджер, призванный вытащить предприятие из кризиса. Всё его «управление финансами» сходится к одной схеме – не тратить деньги. Нам сократили зарплату и урезали все социальные программы. Народ начал покидать завод.

Еще один «варяг» и так же не имеющий ранее никакого отношения к радиотехнике – бывший металлург из Нижнего Тагила Александр Полявин, занявший на «Полете» ключевую должность зама по производству. «Полетовцы» хвалят его за порядочность и трудолюбие, но сходятся в одном – человек просто пришел не на свое место.

– Есть же такая поговорка: хороший человек – не профессия, – грустно говорит участник общественного движения «Полету» жить!» Юрий Кудосов. – Вот и Полявин, раньше работающий на заводе, производящем цистерны и кеги, пришел к нам, но что здесь делать – просто не понимает. Результат – почти встали механосборочный цех и слесарно-каркасный цех, с завода уволилось почти 200 человек. Ушли наладчики станков ЧПУ – потеря просто невосполнимая.

«Полетовцы» считают, что новая команда управленцев избрала их завод лишь как стартовую площадку для дальнейшего продвижения себя любимых в структурах «Ростеха». Новые топ-менеджеры набираются опыта, совершая роковые для завода ошибки. Например, только случайность помогла новому замдиректору по маркетингу и продажам «Полета» Виталию Бочкареву решить вопрос о получении гособоронзаказа от Министерством обороны в 2016 году. Молодой управленец ездил в Москву на переговоры и вернулся с шокирующим весь завод известием: гособоронзаказ срывается, завод не смог предоставить Министерству банковские гарантии. Фактически это означало почти полную остановку производства! Все замерли в ужасе от печальной перспективы… И тут в кабинете у рядового бухгалтера «Полета» раздается звонок.

«Когда сотрудники челябинского аэропорта узнали, что «Полет» не будет больше выезжать на гарантийный ремонт своих изделий, то просто ржали в голос. Они что – «полетовский» локатор демонтируют и к нам на завод повезут?»

– Алло, это Министерство обороны. Вы почему не оформляете госзаказ?

– Так… Это… Наш директор ездил к вам… Говорит, вы отказали… Из-за отсутствия банковских гарантий…

– Странно, а почему бы вашему директору не воспользоваться пунктом 14 и в качестве обеспечения договора не предложить материально-техническую базу завода. У нас большинство кризисных предприятий ВПК с помощью этого пункта заказ получают, он специально для таких как вы придуман.

– Так… Это… Директор не знал, наверное… Мы сейчас ему объясним!

А если бы звонка из Минобороны не было?

– И так у всех новых управленцев нашего завода, поставленных по команде сверху, – констатирует факт активистка общественного движения «Полету» жить!» Вера Булатова. – Новый главный инженер, который получил высшее образование по специальности «мировая экономика», просто не может разбираться в реальном производстве. Амбиции завышенные, с подчиненными – мат-перемат, знаний по профилю завода – ноль. Поэтому и возникают странные решения вроде того, что «Полет» не будет больше выезжать на гарантийный ремонт своих изделий – привозите их на завод сами. Когда сотрудники челябинского аэропорта об этом узнали, то просто ржали в голос. Они что – «полетовский» локатор демонтируют и к нам на завод повезут? Так стыдно было от подобной некомпетентности… Претензии по гарантийному обслуживанию растут, но «варягам» до них и дела нет. Мы за марку «Полета» переживаем, а они… Исполнительный директор завод Лев Носенко, он вообще раньше не работал в радиотехнике, он выходец с ЗЭМа, это совсем другое производство. Но поставлен командовать докторами и кандидатами наук в опытно-конструкторском бюро, где Носенко не имеет никакого авторитета. И так со всеми «варягами»…

Во всех комментариях, сказанных рядовыми «полетовцами», сквозит обида за завод. Обида, что они продержались самые трудные годы падения «оборонки», вырастили талантливую молодежь, нащупали свой путь выхода из кризиса и… И им присылают из Москвы новую команду.

– А ведь наши молодые специалисты ходили к директору, пытались объяснить ситуацию, показать свое видение работы, свои решения по улучшению жизни завода, – печалится участник общественного движения «Полету» жить!» Сергей Никонов. – Увы, все инициативы коренных молодых «полетовцев» игнорируются.

Результат – радиозавод не проплатил за материалы и комплектующие на 2017 год. Такое впечатление, что новая команда забыла, что нужно и в будущем году выпускать продукцию. Это чревато срывом гособоронзаказа. Банковская задолженность «Полета» не уменьшилась, хотя зарплата и коллектив сократились. А это чревато банкротством, массовыми увольнениями и мощнейшим социальным взрывом в центре Челябинска.

– Мы собрались в общественное движение, чтобы не допустить смерти нашего «Полета», – говорит Павел Маврин. – Еще летом наши сотрудники уже говорили о своем желании начать пикеты и забастовки, но тогда мы решили вначале организоваться и дать возможность новым менеджерам проявить себя. Они и проявили… с худшей стороны. Значит, теперь слово и дело за нами! Мы сами хотим решать свою судьбу!

Что поможет «Полету»? Члены движения требуют внимания со стороны региональных властей и понимания со стороны московских структур. Это не так уж много, ради спасения целого завода и его коллектива.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

РАДИОЗАВОД «ПОЛЕТ» ЗАТРЯСЛО

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

​​​​Следите за новостями в наших группах «В контакте»,  «Одноклассниках» и «Фейсбуке».  

 

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?