Судебный вираж ЯК-42

28 августа 2015 109
Обвиняемый в крушении самолета с командой «Локомотив», в котором погибли южноуральцы, может получить 6 лет.
Судебный вираж ЯК-42

Уже четыре года прошло, а виновных в авиакатастрофе под Ярославлем так и не нашли. В страшной аварии погибло 44 человека, в том числе три южноуральца. Главным подозреваемым проходит бывший зам гендиректора авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев. Он отвечал за подготовку пилотов. Последних, по версии следствия, нельзя было допускать к вылету. Нашелся тот, кто поставил под сомнение эту версию.

Ему предъявили обвинение через год после авиакатастрофы, в которой разбилась хоккейная команда «Локомотив» и члены экипажа ЯК-42. По версии следствия, заместитель гендиректора «Як Сервис» Вадим Тимофеев нарушил правила безопасности при допуске экипажа к полету. Именно он отвечал в компании за квалификацию летного состава. По мнению обвинения, Тимофеев знал о том, что пилоты имели поддельные документы об обучении управлять Як-42, но начальник все равно разрешил им садиться за штурвал.

Межгосударственный авиакомитет (МАК) изучил записи черных ящиков и установил: пилоты действовали не согласованно. Бортинженер подумал, что командир решил прекратить взлет, дернув колонку штурвала. Двигатели с взлетного режима перевели на малые обороты. Но прозвучала команда  "взлетный". Механик вернул приборы в предыдущее положение. По мнению экспертов, это уже негативно отразилось на ситуации. Далее второй пилот зачем-то отпустил штурвал. Командир попытался исправить ситуацию и вместе с напарником стал тянуть «руль» на себя. Приложенная сила превысила допустимую, из-за чего воздушное судно свалилось на левый борт и разбилось.

Во время прений в суде прозвучала новая версия. За обвиняемого вступился бывший ведущий инженер по объективному контролю летных испытаний 1-го класса Куйбышевского авиазавода Вячеслав Кострюков. Опытный авиаэксперт предположил: аварию спровоцировала передняя центровка самолета. Сказал, что багаж был сконцентрирован в переднем отделении. Члены экипажа об этом якобы не знали. Заключение о том, что необученный второй пилот неосознанно нажимал тормозные педали во время разбега ЯК-42, Кострюков назвал необоснованным. Техническая комиссия просто нашла крайнего в лице Тимофеева, а версию МАК не состоявшейся. Лайнер, разгоняющийся под случайным торможением, пилот просто не смог бы удержать на полосе. Действия должны были увести машину в сторону. Поэтому во время экспериментального полета летчики-испытатели не смогли применить на разгоне педальное торможение. Имитировать "ярославский" взлет им пришлось с помощью рукоятки аварийного торможения Як-42, аналогичной автомобильному ручному тормозу. 

Стоит добавить, что родственники погибших хоккеистов попросили условный срок для обвиняемого. Так, мама нападающего «Локомотива» Артема Ярчука заявила, что вина пилотов не доказана. Значит, и Тимофеев зря сидит на скамье подсудимых.  По мнению женщины, следственные органы не заинтересованы  в объективном расследовании,  прокуратура учитывала те доводы, которые ей интересны. Такого же мнения мать форварда Александра Васюнова. На последнем заседании Вадим Тимофеев сказал, что готов разделить участь погибших.

- Если бы после того, что я прошел за четыре года, передо мной встал выбор, я выбрал бы лучше оказаться в составе того экипажа, а не сидеть здесь. Я еще раз прошу понять ребят, которые сидели за штурвалом. За свою ошибку они заплатили жизнью. Я приношу большие соболезнования вам, - обратился Тимофеев к родным спортсменов.

Стали историей

Александр Калянин

Независимо от решения суда, погибших уже не вернуть. В результате авиакатастрофы погибли 44 человека: 37 пассажиров и 7 членов экипажа. Трагедия унесла жизни трех южноуральцев. Нападающий Александр Калянин встал на подаренные бабушкой коньки в три года, в пять лет взял в руки клюшку. Воспитывался в семье хоккеиста, успел поиграть за «Трактор», также пензенский «Дизель» и ярославский «Локомотив». Его могло не быть в злополучном рейсе. Вместо Калянина должен был лететь другой нападающий, Максим Зюзякин. Но перед полетом выяснилось, что челябинец оправился после травмы. Второй кандидат автоматически отпал.

Уроженец Магнитогорска нападающий Геннадий Чурилов до «Локомотива» играл в канадской команде «Квебек Ремпартс». Вернувшись в Россию, получил титул «Железный человек–2010». Приз дается игроку, который провел на площадке наибольшее число матчей в трех последних сезонах.

Одна из бортпроводниц самолета была родом из Челябинска. Надежда Максумова одна воспитывала дочь. После трагедии 13-летняя Маша стала предметом дележки между родственниками. Отец ушел из семьи, когда девочке было пять лет. Мать переехала с ней в Подольск. Но на похоронах Надежды появился ее бывший муж и сказал, что хочет заняться воспитанием ребенка. Родные были уверены, что этот камбэк – ради денег. Ведь ребенку полагалась компенсация за смерть матери. Девочка сказала, что не хочет возвращаться в Челябинск.

Родился в рубашке

Единственным выжившим в авиакатастрофе оказался инженер по наземному обслуживанию  Александр Сизов. После аварии он был госпитализирован в ярославскую больницу с ожогами 15% тела, переломами бедер, свода черепа, ребер и повреждениями грудной клетки. Состояние пациента было тяжелое, его перевезли на самолете МЧС в Москву. Врачам НИИ им. Склифосовского удалось спасти жизнь пациента.  В начале октября 2011 года Сизов успешно перенес пластические операции на лице и шее, а 26 числа отправился домой.

Участник трагического рейса получил единовременную материальную помощь в размере 500 тысяч рублей. После продолжил работу авиамехаником в ОКБ имени Яковлева в Жуковском. 

Александра Сизова допрашивал заместитель председателя МАК Георгий  Ячменев. Тогда он рассказал, что момент катастрофы не помнит. Из трагического рейса в голове только взлет лайнера и вода с горящим керосином (прим. – крушение произошло рядом с рекой Туношонки).  Замечаний к работе авиатехники при подготовке к полету вроде бы не было. Основная масса багажа, по словам Сизова, находилась в заднем отсеке.

Добавим, что приговор по делу начнут зачитывать 21 сентября. Гособвинение просит обвиняемому в нарушении правил безопасности при допуске к полету Вадиму Тимофееву шесть лет колонии.

 

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?