Водителей хотят оставить без скидок на ОСАГО?

15 марта 2016 449
РСА предлагает пересчитать коэффициент «бонус-малус».
Водителей хотят оставить без скидок на ОСАГО?

Российский союз автостраховщиков (РСА) выступил с предложением Банку России по реформированию системы расчета коэффициента "бонус-малус" (КБМ) в ОСАГО. КБМ задуман для того, чтобы предоставлять скидку дисциплинированным водителям, и, напротив, надбавки для аварийных автомобилистов. Напомним, центробанк России опубликовал статистические данные за IV квартал 2015 года, из которых следует, что субъекты страхового дела за данный период заняли первое место по числу обращений граждан в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. 77% поступивших обращений касалось деятельности субъектов страхового дела, из них подавляющее большинство составили жалобы по поводу ОСАГО, где 80% претензий затрагивало проблему неверного расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ), сообщается на сайте регулятора.

Значение КБМ варьируется от 0,5 до 2,45 в зависимости от аварийности в предыдущие периоды. Коэффициент, равный 1, не влияет на стоимость полиса ОСАГО. Всё, что меньше 1 до 0,5 – скида водителю, 0,5 – 50%-ая скидка, соответственно. Максимальную скидку могут получить автомобилисты с водительским стажем от 10 лет, которым не производилась выплата со страховых компаний по ОСАГО за ДТП, произошедшие по их вине.

- Предполагается, что рассчитывать значение КБМ ежегодно для каждого водителя будет РСА, а не отдельные страховые компании, что позволит практически полностью исключить ошибки в части КБМ при покупке полисов ОСАГО, - пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

В качестве ключевого новшества РСА предлагает значительно упростить систему расчета КБМ, «привязав» его к конкретному человеку и сделав единым на год. Алгоритм расчета станет более понятным, при этом сохраняется вся накопленная водителем страховая история.

Следующим отличием станет то, что КБМ будет фиксироваться сроком на один год как для юридических, так и для физических лиц. Через год по каждому человеку или автопарку автоматически на основе данных АИС РСА будет производиться перерасчет коэффициента.

- Предлагаемый механизм позволит значительно сократить число жалоб, которые зачастую возникают из-за того, что человек может быть вписан в разные полисы, в результате чего один водитель может иметь несколько КБМ, - пояснил Игорь Юргенс. - Водитель гарантированно будет сохранять свои накопленные бонусы, но при этом он гарантировано получает «малус» по итогам года за каждый страховой случай по своей вине вне зависимости от того, по какому договору страхования был данный убыток.

Также РСА предлагает изменить порядок применения КБМ для полисов «мультидрайв». Сейчас при попадании автомобиля в ДТП повышающий коэффициент присваивается собственнику транспортного средства. По этой категории полисов предлагается установить максимальный размер ставки коэффициента, поскольку такой собственник вправе допустить к управлению автомобиля любого водителя, в том числе сильно аварийного и молодого.

- Это простая математика, если мы действуем в логике привязки КБМ к водителю, то при мультидрайве исходим из того, что в полис могут быть вписаны как неопытные водители, так и аварийные, соответственно, их КБМы суммируются, - прокомментировал президент РСА.

По договорам с юридическими лицами РСА предложил ввести также единый КБМ, рассчитываемый как среднее арифметическое для автопарка.

- Такой подход упростит процесс прохождения конкурсов, сделав его более прозрачным и исключив возможность «ценовой» конкуренции, запрещенной в ОСАГО. Юридическое лицо будет сохранять накопленный КБМ при обновлении автопарка при заключении договоров ОСАГО в отношении новых транспортных средств, - пояснил Игорь Юргенс.

Также в пресс-службе РСА дали пояснение по ситуации с одним из самых высоких территориальных коэффициентов начисления стоимости ОСАГО в Челябинской области.

- Считается, что ваш регион находится в лидерах по аварийности на дороге. Но это скорее «заслуга» челябинских автоюристов, которые «раздувают» судебные прецеденты с автостраховыми компаниями, - прокомментировали в пресс-службе РСА.

Челябинские автоюристы выступили с противоположным заявлением.

- У нас промышленный регион, поэтому считается, что у людей больше денег. Тарифы, устанавливаемые ЦБ на территориальные коэффициенты, скорее из этого расчета формируются. В действительности же Челябинская область — не самая аварийная, это просто официальная причина, - поделился своим мнением директор Центра правовой поддержки автомобилистов «Статус» Андрей Милованов.

Председатель общества автомобилистов Челябинской области, член общественной палаты региона Николай Живец отметил, что инициатива РСА по факту не несет ничего нового, кроме еще большего потенциального удорожания полисов ОСАГО.

- Все инициативы РСА вызывают у меня опасения, зная отлаженные схемы совместной работы страховых компаний, которые умеют договариваться между собой в своих интересах, но в ущерб автовладельцу. С 2003 года повсеместно стала развиваться ситуация по нашему региону, когда страховщики начисляли компенсационные выплаты в размере даже не 60 или 50% от ущерба, а 10-12%. Естественно, в такие прецеденты вовлекались автоюристы, ведь живут все эти страховые компании на наши деньги – на деньги автомобилистов, - прокомментировал Николай Живец.

Представители страховых компаний инициативу РСА называют несправедливой мерой.

- Единый тариф для начисления КБМ изначально был установлен РСА, поэтому нет существенной разницы в техническом моменте: страховая компания или РСА будет закреплять за автовладельцем «бонус-малус». А вот то, что КБМ будет начисляться автовладельцу и оставаться неизменным в течение года, мне не очень понятно. Допустим, 1 января автовладелец получил максимальную скидку в размере 0,5% коэффициента «бонус-малус» за стаж вождения от 10 лет и отсутствие страховых случаев по его вине, а в июне он попадает в ДТП по своей неправоте, затем перестраховывается и дальше ездит полгода с максимальной скидкой «бонус-малус», разве это справедливо? – выразил свое возмущение директор страхового брокера «Щит» Денис Иванов.

Справка от РСА:

По итогам 2015 года около 75% автовладельцев получили скидку по ОСАГО: доля водителей, имеющих коэффициент бонус-малус меньше 1 достигла 72% в завершении IV квартала прошлого года, тогда как по итогам предыдущих трех кварталов этот показатель составлял 67%. 

По итогам 2015 года число водителей, имеющих понижающий коэффициент (КБМ, коэффициент «бонус-малус») по ОСАГО достигло 42,9 миллионов человек. По состоянию на конец сентября 2015 г. количество автовладельцев, имеющих скидку по ОСАГО, составляло 36,5 миллионов водителей.

При этом коэффициент менее 0,8 имеет практически каждый третий водитель – 30% или 17,9 миллионов автовладельцев. Скидку с коэффициентом 0,5 в декабре 2015 года получили уже 5,6 миллионов человек, что почти на миллион (959,7 тыс.) больше, чем тремя месяцами ранее. 

Комментарии на портале работают в режиме премодерации, поэтому их появление на сайте будет занимать некоторое время.

Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте, Twitter

Как вы относитесь к скандальному эпизоду в эфире радио «Вести ФМ», в котором депутат Госдумы Наталья Поклонская приписала Суворову слова Чацкого из комедии Грибоедова?