Когда была начата подготовка очередного тематического обзора по деловой авиации, один из собеседников АТО, руководитель солидной компании, много лет работающей на этом рынке, саркастически заметил: «Вот вы уже который раз обзор публикуете, а отечественной деловой авиации как не было, так и нет…». Это, конечно, преувеличение. Несмотря на отсутствие очевидных прорывов, за прошедший год объем бизнес-перевозок по России возрос, увеличилась интенсивность работы компаний, появились новые имена (особенно активно — среди брокеров) и самолеты. Открыт бизнес-терминал во «Внуково». В Москве прошли две презентации западных новинок среди бизнес-джетов (Boeing Business Jet и Galaxy), в Новосибирске — выставка «Бизнес-авиация». Правда, лишь мечтой осталось аэрошоу деловой и частной авиации в Москве, до сих пор не достроен Центр деловой авиации «Авкома» в «Домодедово». Практически не продвинулось развитие правовой базы бизнес-перевозок.



Как бы то ни было, похоже, что сегодня игроки этого рынка чувствуют себя достаточно уверенно и вполне оптимистично смотрят в будущее. Как это ни парадоксально, их хорошему настроению способствует в том числе и падение объемов внутренних перевозок на регулярных маршрутах: разрушение системы межрегиональных авиалиний заставляет немногих платежеспособных пассажиров пересаживаться на «деловые» рейсы.


Ряды не поредели


Представители деловых авиакомпаний по-разному оценивают темпы развития рынка с конца 1999 г. Все сходятся в том, что он растет, но одни полагают увеличение весьма умеренным, другие — бурным. Так, по словам гендиректора компании «Авком» Евгения Бахтина, и спрос, и объем перевозок в российской деловой авиации устойчиво и быстро растут. С начала 2000 г. существенно увеличилась интенсивность работы самого «Авкома», налет часов на воздушное судно. В то же время, например, заместитель гендиректора авиакомпании «Феникс» Сергей Гафнер и глава компании «Аэротэкс» Александр Яковлев говорят о весьма неторопливом расширении рынка. Оценить его точно сложно, поскольку статистика деловых перевозок никем не ведется.

Читайте также  СП Ural Boeing Manufacturing поставило первую партию балок основной опоры шасси для самолета Boeing 737NG