Когда была начата подготовка очередного тематического обзора по деловой авиации, один из собеседников АТО, руководитель солидной компании, много лет работающей на этом рынке, саркастически заметил: «Вот вы уже который раз обзор публикуете, а отечественной деловой авиации как не было, так и нет…». Это, конечно, преувеличение. Несмотря на отсутствие очевидных прорывов, за прошедший год объем бизнес-перевозок по России возрос, увеличилась интенсивность работы компаний, появились новые имена (особенно активно — среди брокеров) и самолеты. Открыт бизнес-терминал во «Внуково». В Москве прошли две презентации западных новинок среди бизнес-джетов (Boeing Business Jet и Galaxy), в Новосибирске — выставка «Бизнес-авиация». Правда, лишь мечтой осталось аэрошоу деловой и частной авиации в Москве, до сих пор не достроен Центр деловой авиации «Авкома» в «Домодедово». Практически не продвинулось развитие правовой базы бизнес-перевозок.



Как бы то ни было, похоже, что сегодня игроки этого рынка чувствуют себя достаточно уверенно и вполне оптимистично смотрят в будущее. Как это ни парадоксально, их хорошему настроению способствует в том числе и падение объемов внутренних перевозок на регулярных маршрутах: разрушение системы межрегиональных авиалиний заставляет немногих платежеспособных пассажиров пересаживаться на «деловые» рейсы.


Ряды не поредели


Представители деловых авиакомпаний по-разному оценивают темпы развития рынка с конца 1999 г. Все сходятся в том, что он растет, но одни полагают увеличение весьма умеренным, другие — бурным. Так, по словам гендиректора компании «Авком» Евгения Бахтина, и спрос, и объем перевозок в российской деловой авиации устойчиво и быстро растут. С начала 2000 г. существенно увеличилась интенсивность работы самого «Авкома», налет часов на воздушное судно. В то же время, например, заместитель гендиректора авиакомпании «Феникс» Сергей Гафнер и глава компании «Аэротэкс» Александр Яковлев говорят о весьма неторопливом расширении рынка. Оценить его точно сложно, поскольку статистика деловых перевозок никем не ведется.

Читайте также  Много титана